next perv

Страсти вокруг могилы царей



Могилы царей, находящиеся между зданием иерусалимского окружного суда и Американской колонией, считаются крупнейшим погребальным комплексом в Иерусалиме. Комплекс включает хитроумную погребальную пещеру, оснащенную механизмом для закрытия входа с помощью вращающегося камня, огромный двор, выдолбленный в скале, вырезанные в скале ступени, уступающие размерами только ступеням на Храмовой горе, микву и цистерны.

Комплекс датируют эпохой II Храма. Существуют различные теории и традиции, кто именно похоронен в этом месте. Согласно одной версии, здесь погребены иерусалимские богачи Кальба Савуа, тесть рабби Акивы, и Никомед бен Гурион, жившие в I веке н.э. Однако Иосиф Флавий утверждал, что здесь находится могила царицы Елены из Адиабеды, обратившейся в иудаизм ок. 30 н.э.  Некоторые современные исследователи полагают, что это действительно так: украшенный саркофаг, найденный здесь, содержал надпись Цадан Малка, указывающую,как считают, на царицу Елену, взявшую еврейское имя Малка. Погребальный комплекс приобрел известность в XIX веке. Среди посетивших его были германский император Вильгельм, основоположник сионизма Теодор Герцль, и многие другие.

Могила царей тесно связана с историей израильской археологии. Раскопки, предпринятые здесь Фелисьеном де Сольси в 1863 году, считаются первыми научными раскопками в истории святой земли. Так же это были первые раскопки, осуществленные с официального разрешения турецкого султана.

Однако экспедиция Сольси столкнулась с неожиданными трудностями – массовыми протестами иерусалимской общины. В результате этих выступлений, а так же давления, оказанного евреями на султана, раскопки были прекращены.  Несмотря на возмущение еврейской общины, ученому удалось доставить на пароход, стоявший в Яффском порту, найденный им царский саркофаг, который выставлен сегодня в Лувре. (Сольси ошибочно принял его за саркофаг царя Давида).

Саркофаг, найденный Сольси

Страсти вокруг погребального комплекса кипят и сегодня: некоторые еврейские религиозные круги требуют передать его под еврейский контроль.  Истоки этого конфликта восходят к событиям позапрошлого века. В 1878 году французская еврейка Берта Амалия Берланд, родственница банкиров братьев Перейра, приобрела этот участок у прежних арабских владельцев. Совершив покупку, Берланд, в присутствие раввина Парижа, заявила, что этот участок будет в собственности еврейской общины, «чтобы оградить его от осквернения и святотатства, чтобы иноверцы никогда больше не могли причинить ему ущерб».

Однако через восемь лет один из наследников Бертланд подарил этот участок правительству Франции. При этом между семьей дарителя и французским правительством было подписано соглашение, согласно которому последнее обязалось выполнить несколько условий, в частности – установить знак на иврите, французском и арабском, гласящем, что здесь находится могила царей Иудеи. Этот большой медный знак можно увидеть и сегодня.

В нескольких источниках сообщает о паломничестве и молитвах на могиле царей, хотя это место всегда оставалось в тени другой еврейской святыни, расположенной неподалеку – могилы Шимона Праведника. После Войны за Независимость погребальный комплекс оказался на иорданской территории и был практически забыт.

После Шестидневной войны и освобождения Восточного Иерусалима погребальный комплекс остался в ведение французского консульства. Большую часть времени он открыт для посетителей за символическую входную плату. Десять лет назад консульство устроило здесь концерт вместе с палестинской организацией, призывающей бойкотировать Израиль.  Возможно, именно это мероприятие вновь пробудило еврейский интерес к погребальному комплексу. И в 2015 году два правых активиста, Ицхак Мамо и Ицхак Зальцман, подали в раввинский суд иск против французского консульства, требуя передать комплекс под еврейский контроль.

Иск вызвал недовольство как официального Парижа и французского консульства в Иерусалиме, так и израильского МИДа. Письмо, направленном в суд юридическим отделом министерства иностранных дел,  гласило, что, в соответствие с Венской конвенцией о дипломатических отношениях, сотрудники консульства неподсудны раввинскому суду.  На стороне ответчиков выступил так же юридический советник правительства. В итоге иерусалимский суд отказался принять иск к рассмотрению.

Тем временем французская сторона объявила, что погребальный комплекс закрывается на реставрацию. В результате в последние годы возможности посетить это место практически не было. По имеющимся сведениям, французское консульство потратило на реновацию реконструкцию около 900 тысяч евро.

В сентябре 2018 года консульство уведомило израильский МИД, что работы закончены и есть возможность вновь открыть место для посетителей. Вместе с тем французы выдвинули два условия: во-первых, Израиль должен официально признать, что участок принадлежит Франции; а во-вторых, должен гарантировать, что не последует новых судебных исков. Как сообщают источники в МИДе, в настоящее время этот вопрос обсуждается.

Тем временем, возобновились еврейские протесты. Дважды в недель около погребального комплекса собирается группа ультра-ортодоксов во главе с иерусалимским раввином Залманом Гроссманом, протестующих против закрытия. Протестующих поддержали раввин Стены Плача Шмуэль Рабинович и главный раввин Иерусалима Шломо Амар, а так же израильское Министерство по делам религий.

Демонстрации и требования разрешить молиться около могил вызвали у французов опасения, что, если комплекс будет открыт для посетителей,  он будет фактически захвачен религиозными евреями, что может вызвать осложнения с палестинскими арабами. Эти опасения разделяют и в израильском Управлении древностей: «В тот момент, когда археологический сайт объявляют святыней, археология заканчивается», – говорит окружной археолог др. Юваль Барух.

Чем закончится эта история, покажет время. Пока же интереснейший археологический  комплекс по-прежнему закрыт для посетителей.

По материалам газеты Ha-Aretz.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.