next perv

Содом, Бейтар и Плутарх



В девятнадцатой главе книги Берешит нам, наконец, объясняют, за что Всевышний приговорил Содом к уничтожению: его жители злостным образом пренебрегали священным законом гостеприимства. (О том, как правильно вести себя в такой ситуации,  рассказывается в предыдущей главе, где Авраам устраивает пир для трех незнакомых путников, оказавшихся ангелами).

К Содому мы еще вернемся. А сейчас поговорим о другом городе – крепости Бейтар, ставшей последним убежищем повстанцев Бар-Кохбы, сражавшихся с Римом в 132–135 годах.

В отличие от Великого восстания (закончившегося разрушением Иерусалима и сожжением Храма), у Бар-Кохбы и его сподвижников не оказалось своего Флавия. Поэтому о его восстании мы знаем лишь из отрывочных сообщений более поздних источников. Все они единодушно свидетельствуют, что подавление мятежа было жестоким и кровопролитным:

Иудеев, раздраженных крахом их преступных замыслов и опустошивших Палестину, бывшую некогда их провинцией, он [Адриан] усмирил, предав жесточайшему избиению, и отомстил за христиан, которых они, возглавляемые Кохебой, истязали за то, что те не присоединились к ним в войне против римлян.

Орозий, История против язычников, 13:3

Так вот, иудеи восстали вновь, и восстание их всё разрасталось. Руф, правитель Иудеи, с войском, присланным ему в помощь императором, безжалостно, пользуясь их безумием, преследовал и уничтожал их десятками тысяч: мужчин, женщин, детей – всех заодно; всю страну их, по закону войны, поработил.

Евсевий Панфил, Церковная история, 4:6

Действительно, лишь очень немногие из них остались в живых. Пятьдесят из наиболее важных укреплений и девятьсот восемьдесят пять самых значимых деревень были стерты с лица земли, пятьсот восемьдесят тысяч человек были перебиты в стычках и сражениях (число же погибших от голода, болезней и огня не поддается подсчету). В итоге почти вся Иудея была превращена в безлюдную пустыню в точном соответствии с теми предзнаменованиями, которые были явлены им до войны.

Дион Кассий, Римская история, 14:1

Аналогичные сведения мы находим и в Талмуде:

Сказал рав Зейра от имени Абаѓу, учившего от имени рабби Йоханана: восемьдесят тысяч боевых труб вошло в Бейтар, когда он пал, и убивали мужчин, женщин и детей, пока кровь их не потекла в Великое море. А если скажешь, что это близко — между ними расстояние в милю.

Учили: сказал рабби Элиэзер Великий: два потока в долине Ядаим, один течет в одну сторону, другой — в другую. Сказали мудрецы — [в те дни текли они] на две трети водой, на треть кровью.

Учили: семь лет народы мира удобряли свои виноградники кровью евреев, без всякого навоза.

Гитин, 57а

Виноградник был у Адриана, восемнадцати верст в квадрате, и повелел император поставить вокруг этого виноградника ограду из убитых бетарийцев, воспретив хоронить их.

Обратим внимание на выделенные отрывки. (Второй мидраш процитирован по книге Хаима-Нахмана Бялика и Иехошуа Равницкого «Агада»). Как нетрудно заметить, ни в одном из вышеприведенных источников этих леденящих душу подробностей нет. Зато похожий сюжет мы находим… у знаменитого античного историка Плутарха! Писавшего, правда, о совсем другой войне — в Галлии, где консул Гай Марий нанес сокрушительное поражение тевтонам:

Преследуя бегущих, римляне убили и взяли в плен больше ста тысяч человек, захватили палатки, повозки и деньги, а все, что уцелело от разграбления, решили отдать Марию. Однако все считали, что даже этот богатейший дар — недостаточная награда для полководца, отвратившего столь огромную опасность. Впрочем, некоторые сообщают о подаренной Марию добыче и о числе убитых другие сведения. Во всяком случае, жители Массилии костями павших огораживали виноградники, а земля, в которой истлели мертвые тела, стала после зимних дождей такой тучной от наполнившего ее на большую глубину перегноя, что принесла в конце лета небывало обильные плоды, чем подтвердились слова Архилоха, что так вот и удобряется пашня.

Сравнительные жизнеописания, Гай Марий, 21

Джованни Тьеполо, Битва римлян с варварами

До восстания Бар-Кохбы Плутарх не дожил. Поэтому невозможно предположить, что он перенес в Галлию картины, которые можно было наблюдать в Иудее. Зато можно предположить другое: что авторы мидрашей откуда-то знали сюжеты Плутарха!

Есть ли основания для такого предположения? Известны ли другие примеры, когда плутарховкие сюжеты попадали в раввинистическую литературу? Да, есть. И тут мы возвращаемся в Содом. Ибо, говоря о преступных нравах и законах тамошних жителей, Талмуд, среди прочего, сообщает:

Было у них ложе, куда укладывали спать странников. Если путник был слишком высоким, укорачивали его, если слишком низким — растягивали его. Как-то оказался там Элиэзер, раб Авраама.

Сказали они ему: ложись спать на ложе.

Сказал он: поклялся я в день смерти матери, что не стану спать на ложе.

Сангедрин, 109б

Всякий, кто читал в детстве Куна (или смотрел советский мультфильм о Тесее), разумеется, сразу узнает в этом содомском обычае легендарное прокрустово ложе. Но откуда Кун об этом узнал?

Тесей и Прокруст. Краснофигурная античная амфора

О прокрустовом ложе писали разные античные авторы, например, автор «Мифологический библиотеки».

Шестым он убил Дамаста, которого некоторые зовут Полипемоном. Обитая у дороги, он изготовил два ложа: одно маленькое, другое большое. Прохожих он приглашал зайти к нему и укладывал людей маленького роста на большое ложе, после чего бил их молотом, чтобы растянуть их тела на полную длину ложа; людей же высокого роста он укладывал на маленькое ложе и отпиливал те части тела, которые там не помещались. Так Тесей, освободив дорогу, прибыл в Афины.

Был в их числе и Плутарх:

В Элевсине Тесей умертвил Керкиона, одолев его в борьбе, потом, немного далее, в Герме, — Дамаста-Растягателя, заставив его самого сравняться длиною с ложем, точь-в-точь как тот обходился со своими гостями.

Сравнительные жизнеописания, Тесей, 11

Разумеется, мы не станем утверждать, что еврейские мудрецы читали Плутарха (или Аполлодора). Во-первых, этому нет никаких прямых доказательств, а во-вторых, соответствующие сюжеты они вполне могли узнать благодаря устным контактам с нееврейскими соседями или деловыми партнерами. Тем не менее, если наша гипотеза верна, то перед нами – еще одно подтверждение, насколько проницаемой была перегородка, отделявшая еврейскую культуру от соседний, и до какой степени евреи времен Талмуда были частью общего Pax Romana.

Михаил Курляндский


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение


 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.