Смысл еврейских обычаев: 17 тамуза и другие посты
Предисловие переводчика
Р. Авраам-Ицхак Шперлинг (1850-1920) – известный львовский раввин, талмудист и резник, опубликовал свою книгу Таамей ѓа-минхагим («Смысл еврейских обычаев») в 1890 году. Этот небольшой труд стал одним их самых популярных компендиумом ашкеназских обычаев, происхождение и смысл которых р. Шперберг объяснял на основании Талмуда, галахических кодексов, библейских комментариев и сочинений хасидских учителей.
Для современного читателя знакомство с этой книгой может быть интересно по нескольким причинам. Во-первых, она поможет лучше понять еврейские обычаи и ритуалы современного (ашкеназского традиционного) иудаизма, чьи обычаи и практики мало изменились со времен р. Шперлинга. А во-вторых, книга приоткрывает внутренний мир местечкового еврейства, чьи уклад и паттерны мышление еще не были затронуты ветрами модернизации.
На русском языке все материалы публикуются впервые.
***
Повеление пророков – поститься в те дни, в которые с нашими отцами случались несчастья. И смысл этих постов в том, чтобы побудить сердца людей задуматься о путях раскаяния. Кроме того, пост должен быть напоминанием о наших дурных делах и делах наших отцов, которые были такими же, как наши дела сейчас, и о том, что именно эти дурные дела и вызвали те несчастья, которые пережили они и которые переживаем мы. И, помня все это, мы вернемся к путям добра, как сказано: «…и исповедались в своем грехе и в грехе их отцов». И поэтому всякий человек обязан в эти дни посвятить все свое внимание тому, чтобы обдумать свои дурные дела и отказаться от них. Ведь главное — не в том, чтобы поститься, как сказано про жителей Ниневии: «И увидел Бог их дела…» — и объясняют этот стих учителя наши благословенной памяти: «И увидел их рубища и их пост» — не сказано, а сказано: «И увидел Б-г их дела, поскольку отвернулись они от пути своего злого». А пост нужен только для того, чтобы подготовить человека к раскаянию. Поэтому те люди, которые, постясь, ходят на прогулки и проводят время в праздности, держатся за второстепенное и оставляют самое главное.
Кицур Шулхан Арух, 121:1
Вопрос: В чем смысл четырех главных еврейских постов?
Ответ: «Так сказал Господь Воинств: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеѓуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите» (Зхария, 8:19).
Пост четвертого месяца – пост 17 тамуза (четвертый месяц). Он установлен в память о пяти несчастьях:
1. В этот день Моше сошел с горы и разбил скрижали завета, увидев золотого тельца.
2. В этот день прекратились постоянные жертвоприношения.
3. В эпоху обоих Храмов в этот день были проломлены городские стены [Иерусалима].
4-5. Нечестивый Апостумос сжег свиток Торы и установил в Храме идола.
Пост пятого месяца – 9 ава (пятый месяц):
В этот день наши предки в пустыне услышали, что не войдут в Землю Израиля, ибо лазутчики злословили о Земле Израиля, и народ напрасно плакал всю ночь. Поэтому этот день стал днем плача для многих поколений.
В этот день были разрушены первый и второй Храм.
В этот же день пала крепость Бейтар, и тысячи евреев убиты.
В этот же день Тинеус Руфус, римский правитель Иудеи, распахал место, где стоял Храм, во исполнение пророчества: «Как поле, вспахан будет Сион» (Миха, 3:12).
Пост седьмого месяца – это пост Гедалии в тишрее (седьмой месяц). Он установлен в память об убийстве Гедалии, сына Ахикама. После того, кал Землю Израиля завоевал Навуходоносор, царь Вавилона, Гедалия был назначен правителем Иудеи. И лишь после его убийства евреи утратили последние остатки независимости.
Пост десятого месяца – пост 10 тевета (десятый месяц), когда Навуходоносор, царь Иудеи, начал осаду Иерусалима.
Коль Бо
Вопрос: В отрывке из Торы, который читают в дни постов (Шмот, 32:22-34, 34:1-10) слова «Оставь пыл гнева Твоего и откажись от истребления народа Твоего» (там же, 32:12) вся община произносит хором, а затем повторяет чтец. С чем это связано?
Ответ: Этот стих – мольба к Всевышнему отвратить свой гнев и стереть последствия бедствия, в память о котором был установлен пост.
Р. Авраам Данцигер, Маген Авраам
Вопрос: Почему в утренней молитве не произносят вставку «Ответь нам, Господь, ответь нам»?
Ответ: Потому, что человек может почувствовать себя плохо, или что-то случится [он должен будет прервать пост], и получится, что в своей молитве он солгал. Однако ведущий молитву произносит «Ответь нам», поскольку кто-нибудь из присутствующих постится.
Тосафот Шабат
Вопрос: Почему ведущий молитву произносит вставку «Ответь нам, Господь, ответь нам» между благословениями «Спаситель Израиля» и «Исцеляющий больных Израиля»?
Ответ: Ибо сказано: «Господь мой оплот и избавитель» (Теѓилим, 19:15). Однако молящиеся не произносят вставку «Ответь нам, Господь, ответь нам» между благословениями «Спаситель Израиля» и «Исцеляющий больных Израиля», поскольку молящийся не может вводить новых благословений.
Бейт Йосеф
Вопрос: Почему молящийся, в отличие от ведущего молитву, не заканчивает благословение словами «Который отвечает народу своему, Израилю, в час беды»?
Ответ: Потому, что молящийся не в праве менять текст благословения «Благословен Ты, Господи, внимающий молитве.
Левуш, 566
Вопрос: Почему мудрецы постановили, что нужно поститься целый день?
Ответ: Потому, что вес крови человека – 18 динаров, а тот, кто потерял один исар (мелкая монета, 1/24 динара) крови, словно почувствовал вкус смерти. Когда человек постится целый день, он теряет исар крови.
Вопрос: Почему мудрецы постановили, что девочки должны поститься с двенадцати лет, а мальчики – только с тринадцати лет? Однако отдельные молящиеся не читают «Ответь нам, Господь, ответь нам» между благословениями «Спаситель Израиля» и «Исцеляющий больных Израиля», ибо отдельный молящийся не в праве придумать свое благословение.
Ответ: Мудрецы говорили, что волосы на теле появляются у девочек в двенадцать лет, а у мальчиков – в тринадцать лет, а до того они не считаются взрослыми. Ибо известно из традиции, что волосы [на теле] – признал взросления, а до тех пор, пока волос на теле нет, ребенок считается маленьким.
Кроме того, женщина по своей природе развивается быстрее мужчины.
Нида, 45б; Левуш, 615:1
Кроме того, сказано в Талмуде: «Сказал рав Хисда: Сказано: «И перестроил Господь Бог ребро, [которое взял у человека, в женщину]» (Берешит, 2:22) – отсюда учим, что Святой, благословен Он, даровал женщине больше разума, чем мужчине» (Нида, 45б).