Смысл еврейских обычаев: 9 ава
Предисловие переводчика
Р. Авраам-Ицхак Шперлинг (1850-1920) – известный львовский раввин, талмудист и резник, опубликовал свою книгу Таамей ѓа-минхагим («Смысл еврейских обычаев») в 1890 году. Этот небольшой труд стал одним их самых популярных компендиумом ашкеназских обычаев, происхождение и смысл которых р. Шперберг объяснял на основании Талмуда, галахических кодексов, библейских комментариев и сочинений хасидских учителей.
Для современного читателя знакомство с этой книгой может быть интересно по нескольким причинам. Во-первых, она поможет лучше понять еврейские обычаи и ритуалы современного (ашкеназского традиционного) иудаизма, чьи обычаи и практики мало изменились со времен р. Шперлинга. А во-вторых, книга приоткрывает внутренний мир местечкового еврейства, чьи уклад и паттерны мышление еще не были затронуты ветрами модернизации.
На русском языке все материалы публикуются впервые.
9 АВА
Вопрос: Почем, благословляя новомесячье ава, этот месяц называют менахем ав?
Ответ: Менахем означает «утешитель». Иными словами, придет день, когда Господь утешит свой народ, и месяц ав станет временем утешения, а не траура.
Двир ѓа-Муцне
Вопрос: Почему не принято есть мясо с начала месяца ав, в том числе в новомесячье, ведь мясная трапеза считается заповедью.
Ответ: Мы не едим мяса в новомесячье ава не потому, что скорбим о Храме, но потому, что 1 ава – годовщина смерти Аарона, брата Моше.
Орах Хаим, 551
Вопрос: Почему последнюю трапезу перед постом 9 ава вкушают, сидя на полу?
Ответ: Поскольку это считается траурной трапезой. Тем не менее, можно оставаться в кожаной обуви.
Бейт Йосеф, 552
Вопрос: Почему во время последней трапезы перед постом запрещено есть два разных кушанья с двух разных блюд?
Ответ: Если подать несколько разных блюд, трапеза будет выглядеть как праздничная.
О Левуш 552:2
Принято есть чечевицу и яйца, поскольку они символизируют траур. Чечевица и яйца круглые – подобно того, как траур рано или поздно «окружит» всех, кто живет на земле. Кроме того, у них нет отверстий – подобно тому, как скорбящий замыкается в себе в час своей скорби.
Там же
В Пиркей де-рабби Элиэзер, 35 сказано:
Сказал р. Элиэзер: “Чечевица – еда для траура. Когда Каин убил Авеля, его родители ели чечевицу, в знак скорби и траура. Когда Ѓаран, брат Авраама, был сожжен у Уре Халдейском, его родители ели чечевицу, в знак скорби и траура. Так же и Яаков ел в то утро чечевицу, ибо скорбел, что царство, могущество и первородство достанутся Эсаву. Кроме того, в тот самый день скончался праотец Авраам. И евреи едят чечевицу в память о разрушении Храма, скорбя о тяжести изгнания.
Вопрос: Почему 9 ава в синагогах почти нет освещения?
Ответ: В знак траура. Когда Храм был разрушен, Бог спросил ангелов: «Что делает царь из плоти и крови, когда скорбит». Они ответили: «Он гасит все светильники». Тогда Бог сказал им: «Я поступлю так же, как сказано: «Солнце и луна потемнеют, и звезды утратят свой блеск» (Йоэль, 4:15)» (Эйха Раба)
Абудраѓам
Вопрос: Книга Эйха («Плач Иеремии») – один из пяти «свитков». Почему же эту книгу читают не по пергаментному свитку, подобно книге Эстер, которая так же является одним из «свитков»?
Ответ: Потому, что праздник Пурим никогда не исчезнет, и книгу Эстер, где рассказывается эта история, будут читать из года в год. Однако книгу Эйха мудрецы не захотели записывать на долговечном пергаменте, ибо мы надеемся, что придет день, когда 9 ава станет днем радости и веселья. Поэтому мы читаем Эйха по книге, написанной на обычной бумаге.
Рабби Дов-Бер из Межирича (Имрей Цадиким) приводит следующие слова р. Леви-Ицхака из Бердичева:
Эйха – один из пяти священных Свитков. В дни Машиаха его чтение будет предварять благословение Шееѓияну, поскольку 9 ава станет днем радости. Когда его спросили, каким образом книгу Эйха, когда Храм будет отстроен, будут читать «в радостной манере», р. Леви-Ицхак ответил: читать будут так: «Прежде – как одиноко сидит столица, (некогда) многолюдная, ныне же – Великая среди народов, владычица областей, которой будут платить дань. Прежде – плачет, плачет она по ночам, ныне же – не нужно ей утешение». Таким образом прочтут всю книгу.
Вопрос: Почему, когда 9 ава выпадает на воскресенье, не читают 91-й псалом, который обычно читают на исходе субботы?
Ответ: Потому, что он был написан в память о возведении в пустыне скинии, предшественницы Храма. Соответственно, его не следует читать в годовщину разрушения Храма.
Мате Моше 729
Вопрос: Обычно скорбящие не ходят в синагогу в течение первых семи дней траура (шива). Почему же это разрешено 9 ава?
Ответ: Потому, что в этот день скорбит вся община – все сидят на полу или низких скамеечках, подобно скорбящим.
Левуш 559:6
9 ава скорбящего можно даже вызвать к Торе или для чтения мафтира.
Шаарей Тшува 554:1
Вопрос: Почему утром 9 ава не возлагают тфилин?
Ответ: Поскольку тфилин считается «украшением», мы не возлагаем тфилин, находясь в глубоком трауре, как, например, 9 ава. По причине глубокого траура мы так же не облачаемся в талит.
Маген Авраам 555
Вопрос: Почему во время утренней молитвы 9 ава не произносят священническое благословение?
Ответ: 9 ава запрещено даже приветствовать друг друга словами «Мир тебя». Как же читать священническое благословение, заканчивающееся словами: «Да обратит Господь лицо Свое к тебе и доставит тебе мир» (Бемидбар, 6:26)?
Вопрос: Почему, если 9 ава делают обрезание, это происходит лишь по завершению чтения траурных элегий (кинот)?
Ответ: Потому, что обрезание следует совершать с радостью, как сказано: «Радуюсь я словам Твоим» (Теѓилим, 119:162). Поэтому делать обрезание следует лишь после того, как произнесены все кинот, заканчивающиеся словами утешения.
Левуш 559:7
Когда обрезание делают 9 ава, принято давать мальчику имя Менахем.
Р. Шимон бен Цемах Дуран (ТаШБеЦ)
Вопрос: Почему вставку «Утешь нас» не читают в вечерней и утренней молитве, но произносят в дневной молитве?
Ответ: Вплоть до дневной молитвы мы подобны скорбящим, сидящим напротив тела усопшего. И есть правило, что не утешают родственников до погребения. Поэтому 9 ава мы не читаем «Утешь нас» вплоть до второй половины дня, когда мы скорбим уже так, словно «после погребения».
Р. Авраам бен Натан из Лунеля, Сефер ѓа-Манхиг
Вопрос: Почему 9 ава запрещено изучать Тору?
Ответ: Ибо сказано: «Повеления Господа справедливы, веселят сердце» (Теѓилим, 19:9), а 9 ава запрещено любое веселье (Таанит, 30а). Вместе с тем можно учить тексты, вызывающие уныние, например, предсказания бедствий из книги Иеремии, книгу Иова, мидраш Эйха Раба и все то, что может учить скорбящий.
Орха Хаим 554:1-2
Вопрос: почему в месях ав освящение нового месяца (кидуш левана) не совершают до исхода поста 9 ава?
Ответ: Согласно традиции, на исходе 9 ава родится Машиах. Соответственно, это лучшее время для освящения нового месяца – молитвы, в которой звучит добрая весть, что и Израиль, и луна обновятся и станут, как прежде.
Р. Ицхак Лурия (Ари); см р. Захария-Мендель из Кракова, Беер Ѓетев
Вопрос: Почему мы не освящаем новый месяц в субботу накануне 9 ава?
Ответ: Освящая новый месяц, мы словно бы встречаем Шхину, которую приветствуют с радостью и весельем. Поэтому это невозможно сделать в субботу накануне поста, когда на, категорически запрещено веселиться.
Рабби Яаков Молин (МаЃаРИЛ)
Вопрос: Мудрецы говорили: «Иерусалим был разрушен лишь потому, что там судили по [букве] закона Торы» (Иерусалим, 30б). Что они имели в виду?
Это утверждение опирается на следующий мидраш:
Спросили у Торы: как заслужить прощение тому, кто согрешил? Сказала Тора: пусть принесет жертву.
Спросили у Бога: как заслужить прощение тому, кто согрешил? Сказал Святой, благословен Он: пусть прежде раскается, а затем принесет жертву. Иными словами, Бог хотел, чтобы прежде, чем приносить жертву, человек раскаялся; жертвоприношение без раскаяния бесполезно.
Именно это имели в виду мудрецы, говоря: «Иерусалим был разрушен лишь потому, что там судили по [букве] закона Торы». Они следовали букве Торы, где сказано, что, согрешив, нужно принести жертву. Однако они не следовали духу закона, заключенному в словах Всевышнего, что жертвоприношению должно предшествовать раскаяние. Ибо если бы евреи прежде раскаялись, Иерусалим не был бы разрушен.
Р. Аарон бен Йеѓуда, Хасдей Авот
Вопрос: Мудрецы говорили: «НЕ БЫЛО ПРАЗДНИКОВ У ИЗРАИЛЯ, ПОДОБНЫХ ПЯТНАДЦАТОМУ АВА» (Таанит, 4:8). В чем смысл этого дня?
Ответ: Вот что пишет рабби Авраам ибн Дауд:
«15 ава умерли последние из поколения, обреченного умереть в пустыне. Ибо сказано в Иерусалимском Талмуде: каждый год накануне 9 ава раздавался Голос, слышимый во всем стане Израиля в пустыне: идите и копайте, идите и копайте. Все израильтяне, рыли могилы и ложились в них, а следующее утро 15 тысяч из них находили мертвыми. Так происходило год за годом, пока однажды они не проснулись и увидели, что все лежавшие в могилах живы, никто не умер. Решив, что они ошиблись и слишком рано освятили месяц ав, они вернулись в могилы вечером 10 ава, а затем 11-го, 12-го, 13-го, 14-го….Когда наступило 15 ава, они увидели полную луну, и поняли, что 9 ава точно уже прошло, однако никто из них так и не умер. Тогда они поняли, что смертный приговор отменен, и сделали этот день праздником».
Коль Бо