Скрижали Завета в Иерусалиме
В праздник дарования Торы первым делом вспоминаются Скрижали Завета, полученные Моше на горе Синай. Те самые каменные скрижали, на которых, согласно книге Шмот, «пальцем Бога» были написаны Десять Заповедей – свидетельство о завете между Богом и народом Израиля. Позже Господь приказал построить скинию с ковчегом для их хранения. В Книге Царей описывается, как ковчег со скрижалями во время строительства Храма поместили в Святая святых. После разрушения Первого Храма Навуходоносором в 586 году до нашей эры, ковчег исчез, а вместе с ним и скрижали. Талмуд в трактате Таанит предложил несколько версий их дальнейшей судьбы, но это уже тема для совсем другого рассказа.
Мы же задаемся вопросом о том, как выглядели скрижали, какую имели форму и из какого камня были сделаны – ведь в ТАНАХе о них сказано только то, что они были каменными. Так что без толкований и комментариев этот вопрос не решить.
А тут еще и история, изложенная в 32 и 34 главах книги Шмот о том, что после греха Золотого Тельца Моше разбил данные Богом скрижали и после этого, по приказу свыше, собственноручно изготовил новую пару. Талмуд утверждает, что первые, Божественные, скрижали были разбиты 17 таммуза, а новые – переданы народу Израиля в Йом Киппур.
На древнем Востоке было принято высекать условия политических союзов между государствами и племенами на камне – для вящей прочности. Такие каменные пластины изготовлялись в двух экземплярах – для обоих субъектов договора, как сказали бы сегодняшние бюрократы. Поэтому весьма вероятно, что и на обеих наших скрижалях текст повторялся – те же десять речений на каждой. Таково мнение мудрецов в Иерусалимском Талмуде.
О том, как располагались на них заповеди – «речения» (диброт) существуют различные мнения: по 5 речений на каждой скрижали, все 10 речений дважды или даже четырежды на каждой скрижали – по разу на каждой из четырех граней камня.
Мудрецы Талмуда считали, что скрижали были сделаны из сапфиров, так как самое святое в мире должно быть сделано из драгоценного материала, а цвет сапфира напоминает о цвете Божественного Престола Славы. Но некоторые исследователи полагают, что под словом «сапир», подразумевается ляпис лазурь – минерал, встречающийся в породах Синайского полуострова и гораздо более пригодный для подобной цели, чем сапфир.
Талмуд дает подробное описание параметров скрижалей: шесть ладоней (тфахим) в длину, столько же в ширину и три ладони толщины. То есть речь идет о двух квадратных камнях, при сложении образующих куб общим объемом в 110 литров, если считать, что ладонь равняется 8 сантиметрам, как принято в Гемарре.
Откуда же возникло столь привычное нам изображение двух скругленных сверху скрижалей?
Некоторые считают, что округлая форма была усвоена евреями под влиянием христианских художников.
В средневековом христианстве связь скрижалей с грехом Золотого Тельца и нарушением евреями завета с Богом стала центральной темой, а вместе с этим само изображение пары скрижалей – позорной эмблемой евреев. В XIII веке в Англии евреев обязывали носить нашивки в виде скрижалей.
Так что пару скрижалей можно считать таким же символом нашего народа, как менора или звезда Давида.
Книга Зоар говорит, что Бог сделал их «из высшей росы, идущей от Кетер (короны), а когда она стекает и притягивается к саду святых яблок, т.е. к Малхут (царству), Творец взял от них две чаши, и они застыли, превратившись в два драгоценных камня. Он дохнул на них, и они развернулись в две скрижали».
Где в современном Иерусалиме можно найти изображение скрижалей? Перечисления заняли бы слишком много места. К тому же, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
________
Еще по теме: Иерусалимские фоторепортажи Гали-Даны Зингер