next perv

САМСОН ИЗ ГАЛИЛЕИ



 «Можно ли два раза подряд выиграть в лотерею? Вряд ли. Но нам повезло!»

Таким взрывом ликования Джоди Магнес начала свою заметку в «Журнале библейской археологии». Она была напечатана прошлой осенью. Если бы Магнес писала ее сегодня, пришлось бы заменить «два раза» на «три».

Да уж, Джоди Магнес везет. Она – почетный профессор университета Северной Каролины, археологическая звезда телеканала «Дискавери», любимица студентов, участница или руководитель множества раскопок в Израиле и Греции. Сколько в этом «везении» знаний, труда и упорства – судите сами.

В 2011 году Магнес начала раскопки в древней галилейской деревне Хукок; этот проект, при участии израильского департамента древностей, финансировался целым рядом американских и канадских университетов. Сперва на глубине нескольких метров были найдены остатки синагоги, датируемой IV-VI веками н. э.

Сезон 2012 года принес первую сенсационную находку. Студент-волонтер ощутил под ногой твердую поверхность. Когда ее начали расчищать кисточками, появилось мозаичное изображение лисицы с привязанным к хвосту факелом.

02 Samson in Huquq synagouge, two pairs of foxeswith a ligted torch

Кто-то раскрыл Библию и принялся зачитывать вслух из книги Судей:

«И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами. И зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд. 15:4-5).

Так был найден фрагмент мозаики с изображением библейского богатыря-назорея Самсона, судьи Израиля. Новый сезон раскопок – и новый «выигрыш»: мозаичный Самсон, несущий на плечах врата Газы. Этот подвиг Самсона, восставшего против порабощения израильтян филистимлянами, также описан в книге Судей:

«Самсон спал до полуночи; в полночь же встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону» (Суд. 16:3).

Для древних синагог мозаики с изображением Самсона – чрезвычайная редкость. Известны лишь еще две: в синагоге из Вади-Хамам, буквально по соседству, и в предполагаемой синагоге в Турции. Дело в том, что в талмудические времена многие раввины были совсем не в восторге от Самсона, который прославился и постельными «подвигами» с женщинами-нееврейками.

Магнес полагает, что в Галилее существовал особый культ Самсона. «Вероятно, некоторые евреи считали Самсона прототипом или предшественником Мессии… Популярность Самсона связана с этими традициями, где Самсон рассматривался как спаситель и избавитель Израиля».

Интересно, что мозаики Хукокка и Вади-Хамам рисуют Самсона гигантом, хотя в Танахе он вовсе не изображается великаном. Это отзвук раввинистических традиций: в Вавилонском Талмуде говорится, что Самсон был подобен силой Господу, а Шимон (Симон) Праведный замечает, что «размах его плеч составлял шестьдесят локтей» (трактат Сота 10а). Это ни больше ни меньше, как около тридцати метров!

Сезон 2013 года принес еще одну находку – трехярусную мозаику с изображением людей в туниках, боевых слонов и сцен сражений. Тогда археологи предположили, что она имеет отношение к восстанию Маккавеев.

02       03

Этим летом все сохранившиеся фрагменты мозаики были раскопаны. Оказалось, что нижний регистр – полоса – мозаики изображает пронзенного копьями быка и умирающего солдата со щитом. Выше молодые люди в арках, освещенных масляными светильниками, окружают сидящего старца со свитком. На верхней полосе, по описанию археологов, «бородатый воин в диадеме, вычурных доспехах и пурпурном плаще ведет за рога большого быка; за ним следует фаланга солдат и слонов со щитами  на боках. Показана его встреча с седовласым, бородатым стариком в церемониальной белой тунике и мантии, в сопровождении молодых людей с мечами в ножнах, также в белых туниках и мантиях».

04

Исследователи пока не знают, что именно изображает эта замечательная мозаика. Но у Джоди Магнес уже появилось новое предположение: «Боевые слоны связывались с греческими армиями со времен Александра Македонского, так что здесь, возможно,  отражена еврейская легенда о встрече Александра с иудейским первосвященником. Различные версии данной истории встречаются у Иосифа Флавия и в раввинической литературе».

Кстати, герой этой легенды – не кто иной, как уже знакомый нам Шимон Праведный. Он смело отказал Александру в требовании поставить в Храме статую завоевателя, объяснив, что религия запрещает евреям поклоняться изображениям и изваяниям; вместо этого он пообещал, что все сыновья священников или вообще все мальчики, родившиеся в течение года, получат имя «Александр».

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.