next perv

Сара и Бат-Шева. Две матери, защитившие права своих сыновей



Согласно Торе, вскоре после того, как у нее, наконец, родился сын, праматерь Сара поставила мужу ультиматум: Ицхак должен стать единственным наследником!

И увидела Сара, что сын Агари, египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком.

Берешит, 21:9-10

Сара стала первой, но не последней библейской женщиной, которой пришлось отстаивать наследственные права своих детей. Несколько веков спустя, когда царю Давиду пришло время умирать, одна из его жен, Бат-Шева, так же потребовала у мужа, чтобы из всех его детей именно ее сын, Шломо, стал наследником и преемником:

И пришла Бат-Шeва к царю в спальню; а царь очень постарел, и Авишаг Шунамитянка прислуживала царю. И склонилась Бат-Шэва, и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? И сказала она ему: господин мой ты, клялся Господом, Богом твоим, рабе твоей: Шломо, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престол мой. А теперь, вот, – Адония стал царем, а ты, господин мой царь, ныне не знаешь … И поклялся царь, и сказал: жив Господь, который избавил душу мою от всякой беды,  что, как я клялся тебе Господом, Богом Израиля, сказав, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня и он сидеть будет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня.

Млахим I, 1:15-18, 29-30

 

(В Библии есть еще один похожий сюжет – Ривка научила своего сына Яакова, как хитростью получить благословение, которым его отец Ицхак хотел благословить его брата Эсава. Однако Эсав и Яаков были единоутробными братьями, так что это несколько другой случай).

Аэрт де Гелдер. “Мольба Вирсавии Давиду

Исследователи обращают внимание на несколько параллелей между этими двумя сюжетами.

Прежде всего, в обоих случаях муж женщины, озабоченной защитой прав своего сына, очень стар. Сара родила Ицхака, когда Аврааму исполнилось сто лет: «Авраам же был ста лет, когда родился у него Ицхак, сын его» (Берешит, 21:5). Что же касается Давида, то, согласно Писанию, в этот момент он был не просто стар, но немощен и дряхл:

И состарился царь Давид, вошел в лета; и покрывали его одеяниями, но не становилось ему теплее. И говорили ему слуги его: пусть поищут для господина моего царя девственную отроковицу, чтоб она была при царе и ухаживала за ним. И пусть лежит она у груди твоей, и будет тепло господину моему царю. И искали девицу красивую во всех пределах Израиля, и нашли Авишаг Шунамитянку, и привели ее к царю. И девица эта очень красива, и ухаживала она за царём, и прислуживала ему, но царь не познал ее.

Млахим I, 1:1-4

(Позже мудрецы Талмуда оспорят это и будут утверждать, что и на смертном одре Давид был еще о-го-го, и не прикасался к Авишаг исключительно из религиозных соображений: ««И была девица эта очень красива, и ухаживала она за царем, и прислуживала ему» (МлахимI, 1:1-4). Сказала она ему:  Женись на мне! Ответил он: ты запрещена мне. Сказала она: когда вору нечего [воровать], за честного себя выдает. Сказал он: «Позовите ко мне Бат-Шеву» (там же, ст. 28). И написано: «И пришла Бат-Шева к царю в спальню» (там же, ст. 15). Сказал рав Йеѓуда, сказал Рав: Тогда Бат-Шева подтиралась тринадцатью платками» (Сангедрин, 22а). Однако, как гласит известная еврейская поговорка, не женят сына из Писания на дочери из мидраша).

Педру Америку, Давид и Авишаг

Далее, в обоих случаях мать знает то, чего отец не знает или не замечает. Именно Сара, а не Авраам, «увидела, что сын Агари-египтянки насмехается». (Комментаторы потом будут спорить, что имелось в виду под «насмешкой»: идолопоклонство, распутство или покушение на убийство?). А Бат-Шева прямо говорит мужу: «Адония стал царем, а ты, господин мой царь, не знаешь!».

И, наконец, самое главное: в обоих случаях выбор матери одобрил и поддержал Всевышний. В случае с Сарой Он прямо говорит об этом Аврааму, который колебался и не хотел выгонять Агарь и Ишмаэля:

И показалось это Аврааму весьма прискорбным из-за сына его. И сказал Бог Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется род тебе. Но и сын рабыни, – народ произведу Я от него, потому что он потомок твой.

Берешит, 21:11-13

Что же касается Бат-Шевы, то на ее стороне выступил пророк Натан, т.е. человек, имеющий «официальное право» говорить от имени Всевышнего:

И говорил Натан Бат-Шеве, матери Шломо, сказав: слышала ли ты, что стал царем Адониягу, сын Хаггит, а господин наш Давид не знает об этом? Иди, и явись к царю Давиду, и скажешь ему: ведь ты, господин мой царь, клялся рабе твоей, говоря: “Шломо, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престол мой”. Почему же стал царем Адониягу? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, приду и я вслед за тобою и дополню слова твои.

Млахим I, 1:11-13

Так же стоит отметить, что из всех многочисленных потомков Давида Шломо был единственным, к кому, согласно Писанию, Всевышний проявлял благосклонность:

И утешил Давид Бат-Шеву, жену свою, и вошел к ней, и спал с нею; и родила она сына, и нарекла ему имя Шломо. И Господь возлюбил его. И возвестил о том через пророка Натана, и он нарек ему имя Йедидья (Любимый Господом), ради Господа.

Шмуэль II, 12:24-25

Таким образом, можно сказать, что дважды (а с учетом Ривки, даже трижды) в Писании божественный план был осуществлен благодаря решительной позиции матерей, вступившихся за наследственные права своих сыновей.

Михаил Курляндский

 


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение


 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.