next perv

Религиозно-духовная жизнь грузинских евреев середины XIX века



В 2010 году издательство «Мосты культуры», в сотрудничестве с Тель-Авивским  университетом и Евро-Азиатским еврейским конгрессом (ЕАЕК) выпустило монографию Нургаза Тер-Оганова «Социально-правовой статус и экономическое положение евреев в Грузии   (С  XVIII в.  до установления советской власти в Грузии в 1921 г.)».

Предлагаем читателям отрывок из этой книги.

Все грузинские евреи, за исключением евреев г.Ахалцихе, говорили только на грузинском языке. Ахалцихский же евреи владели как грузинским, так и турецким языками. Грузинские евреи в зависимости от места проживания говорили на конкретном диалекте грузинского языка, распространенном в том краю. Кроме языка в быту евреи пользовались и грузинской письменностью.

Грузинские евреи, по замечанию И.Черного, вели патриархальный образ жизни, одним из ярких показателей которого была многочисленность членов семьи и строгая подчиненность ее главе. Касаясь цхинвальских евреев, И.Черный писал, что “они являются чисто восточными евреями: честными, добрыми и угнетенными жизнью среди соседних народов – грузин и армян” . Несмотря на наличие европейской сервировки стола и самого стола, цхинвальские евреи ели руками и за столом обедали только по субботам и по праздникам, а в обычные дни обедали на покрытой скатертью широкой тахте.

Евреи, восприняв местные обычаи, клали на праздничный стол все блюда, вино и водку вместе и всё сразу, так как у них пустой стол считался большим оскорблением. И.Чёрного поразило в Кутаиси не только обилие еды на столах, но больше всего необычайное нагромождение друг на друга различных блюд и непрекращающиеся питье вина и провозглашение тостов. И.Черный особо указывает на несоблюдение жителями Сачхере законов кашрута: не разделяли рыбу от мяса; их всегда клали на стол вместе, причём даже не прополаскивали в воде предназначавшуюся для них посуду. Как и все жители Кавказа, они не употребляли при еде ложки, а ели руками. Мыли руки за столом как перед едой, так и после нее .

Синагога, как и прежде, служила тем местом, где грузинский евреи чувствовали свою духовную общность. Состояние синагог не было везде одинаковым: где-то были построены новые, а где-то они разрушались. Синагога была средоточием духовной и повседневной жизни грузинских евреев. Здесь они молились, здесь благословляли жениха и невесту, здесь читали молитвы за упокой души усопших. Раввины были духовными отцами общины, хотя как видно из “Книги путешествий”, были и такие, которые были насквозь проникнуты религиозным формализмом. Так, например, И.Чёрный неодобрительно отзывался о кутаисском раввине, называя его религиозным фанатиком, тогда как с уважением вспоминал о цхинвальском раввине Якове Мамиствалове.

Грузинский раввин. Конец XIX века

Можно смело сказать, что упорядочив многие вопросы внутриобщинной жизни, тем самым И.Черный предстает перед нами в качестве реформатора грузино-еврейской общины. Это касалось как реформирования самой структуры управления общины, так и упорядочения финансовой системы синагог, сбора недава и цедека, приёма шалиахов, назначения габаев и т. д. Самым же главным в деятельности И.Черного в Грузии, по нашему мнению, была его попытка представить грузинскую религиозную общину в виде составной части общееврейского национально-религиозного сообщества. Можно сказать, что задолго до зарождения идей сионизма И.Черный сделал шаг в направлении объединения евреев.

Таким образом, утверждения некоторых исследователей о том, что И.Чёрный был простым путешественником, не обладавшим научными познаниями в области этнографии и прочих наук, кажутся просто профанацией фактов. Следует заметить, что именно он был первым евреем, кто проявил серьезный интерес к исследованию жизни грузинских евреев. Именно он вынес на свет божий и ознакомил еврейскую общественность с затерянной на Кавказе общиной грузинских евреев.

Как известно, обучение детей, с момента зарождения религиозных начал, а тем более монотеистических религий, всегда была приоритетом служителей религий. В общине грузинских евреев, как и в еврейских общинах других стран, обучение детей происходило в первоначальных религиозных школах – в так называемых хедерах и талмуд-торах. Говорить о широком религиозном образовании в Грузии вообще не приходится, и не только из-за ряда социально-экономических или правовых причин, а в основном потому, что в результате длительного, 2000-летнего пребывания в галуте грузинское еврейство утеряло свою письменность. Как бы то ни было, факт, что с потерей письменности и языка, грузинские евреи оторвались от богатого общееврейского культурно-религиозного наследия.

По этому поводу известный израильский исследователь, покойный Ицхак Бен Цви писал: “Особенно поражает нас тот факт, что евреи в Грузии пользуются грузинской письменностью слева направо, в отличие от многих еврейских общин в диаспоре, которые для еврейского разговорного языка пользовались еврейской письменностью (евреи-сефарды в арабских странах, евреи Италии для языка ладино, евреи-ашкенази для идиша). Всё это, – отмечает Ицхак Бен Цви, указывает на продолжительный процесс культурно-языковой ассимиляции евреев Грузии [курсив наш – Н.Тер-Оганов], их глубокое укоренение в Грузии, что однако не смогло отрицательно повлиять на их верность еврейской религии и традициям” .

Отнюдь не случайно, что тяжёлые условия галута негативно сказались на культурно-образовательном уровне грузинских евреев, в особенности, на состояние образования. В свою очередь, косность и религиозный формализм, распространенный среди руководителей общины грузинских евреев, тормозили проникновение лучей просвещения, даже религиозного в народные массы.

Познакомившись близко с внутрикагальной жизнью грузинских евреев и деятельностью их духовных вождей, И.Черный с горечью писал: “Как я заметил, их уничтожателями являются сами же раввины и хахамы, которые хотя и именуют себя раввинами и хахамамы, однако-же не заслуживают этих титулов. Не дают общине шагнуть вперед и кто знает, когда взойдет солнце просвещения и цивилизации в этой стране, так как и нет конца невежеству их раввинов и хахамов, обманывающих народ” .

Хотя в Лечхуми еврейская община имела новый, добротный молитвенный дом с женским отделением внутри и специальную комнату для талмуд-торы, однако по сообщению И.Черного, члены общины были жуткими и невежественными фанатиками.

Еще большую его критику заслужила еврейская община г.Они. Дело обстояло так, что по причине взаимной вражды и розни, общинная жизнь пришла в полное расстройство: община не только не прислушивалась к словам и назиданиям своего раввина, но и унижала его. В целом, по мнению И.Чёрного, в лечхумской и онийской еврейских общинах не соблюдались религиозные порядки, не было богобоязни ни среди членов общины, ни среди самих раввинов .

Синагога в Они, построенная в 1895 году

Весьма интересна информация И.Черного о сачхерской еврейской общине. Следует отметить, что в отличие от лечхумской и онийской еврейских общин, сачхерская община приняла его весьма радушно. Как выясняется из сообщения И.Чёрного, члены общины видимо находились в крепостной зависимости у четырех разных хозяев и соответственно жили разрозненно. Ему пришлось посмотреть все четыре синагоги. После увиденного в Лечхуми и Они, он был просто поражён воспитанностью и скромностью сачхерцев, сильно отличавшихся от лечхумцев и онийцев, которые “как лесные и полевые звери были дикими и злыми”.

По заключению И.Черного, беда раввинов и хахамов заключалась не только в том, что многие из них бездействовали и ничего не предпринимали для исправления положения своей общины, не были сильны в познании религиозных премудростей, но в особенности в том, что они были глубоко суеверны, верили в существование разных духов, колдовства и талисманов, что в корне противоречило духу иудаизма. По мнению И.Чёрного, не было ничего удивительного в том, что члены кутаисской общины были такими же суеверными, как и их духовные наставники .

Книгу “Евреи Грузии. Социально-правовой статус и экономическое положение с XVIII в. до установления советской власти в Грузии в 1921 г.” можно приобрести в интернет-магазинах Озон и Лабиринт.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.