Рава и дочь рава Хисды
В Вавилонском Талмуде (Бава Батра, 12б) обсуждают, как простые речи детей могут оказаться пророческими. Рассказывается такая история.
На коленях у рава Хисды сидела его маленькая дочь. А перед ним стояли два его блестящих ученика: Рава и Рами бар Хама, видимо, тоже еще юные.
– Ну, и за кого из них ты бы хотела выйти? – спросил рав Хисда.
– За обоих, – сказала она.
– Тогда чур я второй, – сказал Рава.
На этом история в Гемаре заканчивается. Однако известный комментатор рабби Йоэль бар Шмуэль Сиркис (Бах) добавляют еще два слова: “И так и было”. Поскольку контекст – детское пророчество, то и так понятно, что, наверное, так и было.
А как, собственно, было?
Дочка подросла и вышла замуж за Рами бар Хаму. А потом, – то ли он умер, то ли они развелись, и она вышла за Раву и жила с ним долго и счастливо.
В другом трактате Талмуда (Йевамот 34б) рассказывается вот какая история. Обсуждается, что женщина, которая овдовела или развелась, и прожила так 10 лет, если после этого выйдет замуж – не может забеременеть. Впрочем, говорят там, это если она, так сказать, поставила на себе крест. А если собиралась выйти замуж – вполне может забеременеть. И вот Рава, услышав эту историю, приходит к жене – дочери р. Хисды, и говорит ей:
– Ты своим примером подвергаешь сомнению слова мудрецов! <По Раши, она после смерти Рами бар Хамы прожила 10 лет, прежде чем вышла за Раву, а потом, замужем за Равой, родила детей>.
– А я, – говорит она, – все эти годы мечтала о тебе!
И еще в Брахот 56a-б обсуждают разгадывание снов. Общий принцип такой: дело не в самом сне, а в разгадке. Дадут хорошую разгадку – сбудется, дадут плохую – тоже может сбыться. И вот, рассказывается, был некий предсказатель, который давал хорошие разгадки, только если ему заплатить. А если не заплатить – плохие. Рава и Абайе нарочно его испытывали: рассказывали одно и то же, Абайе платил, а Рава – нет. И он им разгадывал разное.
А однажды Рава к нему пришел и говорит:
– Мне приснилось, что ворота моего дома упали.
– Это значит, что твоя жена умрет.
И еще много разного. Однажды, например, Рава ему сказал, что видел во сне два больших пухлых каравая.
– Это значит, ты получишь два раза по голове, – сказал ему предсказатель.
И в тот же день это сбылось: на базаре подрались двое слепых, а он взялся их разнимать и схлопотал от обоих.
Тут Рава понял, что тот – не просто жулик, и что пресказания его действительны, только он такой корыстолюбивый, что безвозмездно не умеет предсказывать хорошее.
– Надо же, какой негодяй! – сказал Рава. – Мог бы промолчать, а вместо этого плохое предсказывает. Все ему прощаю, но дочери рава Хисды никогда не прощу! Хоть бы к нему власти придрались и не помиловали!
Узнал об этом предсказатель.
– Беда, – говорит. – Ведь если мудрец кого случайно проклянет, и то это сбывается. А он меня за дело отругал! Придется эмигрировать! Изгнание и нечаянного убийцу очищает, авось и меня очистит.
И действительно, переселился в страну ромеев <из Махозы – столичного округа вокруг Ктесифона>. Поселился у ромеев по соседству с хранителем царского платья.
Пришел к нему однажды сосед-хранитель платья.
– Мне, – говорит, – приснилось, что иголка в палец вонзилась.
– Дай мне денег – я тебе разгадаю сон.
Не дал он ему денег, и он промолчал. <Видите, чему-то жизнь его научила>.
Через некоторое время хранитель еще раз пришел.
– Мне приснилось, что черви мне два пальца сожрали.
И снова пожадничал он, и предсказатель снова промолчал. И на третий раз пришел хранитель.
– Мне приснилось, что черви мне всю руку сожрали.
– Беда! – закричал предсказатель, – черви все царские шелка пожрали!
Попал хранитель под суд.
– Вот этот человек, – говорит, – все знал, но ничего мне не сказал.
Судили того предсказателя и казнили лютой казнью.
Так что из этой истории мы видим, что Рава любил свою жену – дочь р. Хисды.
Но почему же он захотел быть вторым?! Этот вопрос задает другой комментатор, рабби Шмуэль Эдельс (Магарша). И объясняет: не может быть такого, чтобы Рава желал своему другу Рами бар Хама смерти. Конечно, он подразумевал, что Рами бар Хама разведется со своей женой, и тогда и детское пророчество сбудется, и все останутся живы. А Рами бар Хама не мог жениться вторым иначе, как после смерти Равы: он очень отрицательно относился к женитьбе на разведенной при живом муже, как сказано (Псахим 112а): “Разведенный с разведенной – четверо в постели”.
Григорий Идельсон
Первая публикация – в блоге автора.