Раскаяние в хасидской традиции
Элуль (начавшийся в этом году 12 августа) – последний месяц года, предшествующий Новолетию, когда, согласно Талмуду, Всевышний судит свои творения. Поэтому в еврейской традиции он считается месяцем раскаяния. В это время читают специальные покаянные молитвы (слихот), а так же трубят в шофар, чей звук, как считается, пробуждает в сердцах мысли о раскаянии.
Хасидские наставники регулярно касались темы раскаяния в своих проповедях, беседах и поучениях. При этом, как это принято в хасидизме, они редко пускались в высокоученые рассуждения, но использовали яркие образы, сравнения и притчи, понятные даже самым простым и необразованным евреям.
Ниже мы привели несколько таких высказываний, принадлежащих цадикам разных поколений:
Рабби Шмельке говорил: тот, кто раскаивается в своих грехах, может делать это по двум причинам. Одни боятся наказания, другие же – переживают, что огорчили своего Отца Небесного. В первом случае наказание отменяется, однако грех по-прежнему остается записанным. Во втором случае грех стирается без следа, словно его никогда и не было.
***
Магид из Межирича говорил: одного человека замучила совесть, и он раскаялся в своих грехах. Другой пошел в кабак и утопил свою совесть в вине. Первый подобен лошади, которая сбилась с пути, однако, когда кучер натянул вожжи, вернулась на правильную дорогу. Второй же подобен лошади, которая, почувствовав, что кучер натянул вожжи, рванула с дороги прямо в грязь.
***
Рабби Бунима спросили: как человек может понять, что раскаялся искренне? Рабби Буним ответил: если у него пропало желание повторить этот грех снова.
***
Рабби Буним как-то рассказал такую притчу: как-то раз отец одолжил сыну тысячу талеров, чтобы тот начал свое дело. Когда пришло время возвращать долг, отец увидел, что сын разумно распорядился полученными деньгами, и объявил ссуду подарком.
В следующий раз он одолжил ту же сумму другому сыну. Когда пришло время расплаты, он увидел, что сын неразумно распорядился этими деньгами. Чтобы избежать дальнейших убытков, отец забрал деньги, и сын вынужден был покончить с торговлей.
То же самое происходит и с нами. Всевышний посылает нам мысль тщательно проверить свою жизнь и раскаяться в недостойных поступках. Если мы правильно распорядились этой мыслью – стали больше учить Тору, молиться и творить добро – Бог оставляет нам эту мысль. Если же нет, Он забирает ее обратно, и мы так и остаемся нераскаявшимися грешниками.
***
Рабби Пинхас из Корица говорил: в Талмуде сказано: «Велико раскаяние, ибо оно достигает Престола Славы» (Йома, 8б). Это значит, что раскаяние сливается с Престолом Всевышнего и становится его неотъемлемой частью.
***
Рабби Моше из Кобрина говорил: сказано в Писании: «Доводишь Ты человека до изнеможения и говоришь: Возвратитесь, сыны человеческие!» (Тегилим, 90:3). Я же скажу на это: Владыка мира! Если Ты довел человека до изнеможения, то как можно ждать от него, чтобы он раскаялся в своих грехах и вернулся к Тебе? Дай ему все необходимое, и тогда у него будут силы вернуться.
***
Рабби Авраам из Николаева говорил:
В Торе сказано: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен быть умерщвлен подлежащий смерти; не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Дварим, 17:6). В Талмуде же сказано: «Спросили у мудрости: как поступить с грешником? Она ответила: «Грешных преследует зло» (Мишлей, 13:21). Спросили у пророчества: как поступить с грешником? Оно ответила: «Душа согрешающая, она умрет» (Йехезкиль, 18:20). Спросили у Торы: как поступить с грешником? Она ответила: пусть принесет грехоочистительную жертву, и будет прощен. А Бог сказал: пусть раскается и спасется».
Поскольку грехоочистительных жертв ныне нет, по слову двух «свидетелей», грешник заслуживает смерти. Однако по слову одного Свидетеля, он сможет спастись, если раскается.
***
Рабби Зуся из Аннополя говорил: в Писании есть пять стихов, начинающихся на буквы тав, шин, вав, бет и гей, из которых состоит слово тшува («раскаяние»):
Будь непорочен пред Господом, Богом твоим (Дварим, 18:13).
Представляю Господа пред собой всегда (Тегилим, 16:8).
Люби ближнего твоего, как самого себя (Ваикра, 19:18).
На всех путях твоих познавай Его (Мишлей, 3:6).
Скромно ходи пред Богом твоим (Миха, 6:8).
Если ты решишь поступать соответствующим образом, твое раскаяние будет искренним.