Пурим дважды в неделю
В популярной израильской пуримской песенке ребенок задается вопросом, отчего такой веселый праздник не случается дважды в неделю. Устами младенца, как известно, глаголет истина. Многие еврейские общины мира не ограничивались одним-единственным Пуримом в году. Их у них было много. Эти даты, в честь чудесного избавления евреев от угрожавшей им опасности, назывались “второй пурим” и добавлялись в календарь той или иной общины на протяжении столетий, начиная со Средневековья и вплоть до Второй мировой войны. Исследователь еврейских праздников Йом-Тов Левинский[1] насчитывает до девяти десятков таких дней – ровно по два на неделю, точно, как поется в песне.
Самые известные из них: Пурим Сарагосы – отмечался 17-18 швата, начиная с 1380 г., в честь спасения местных евреев от обвинения в неуважении к королю; алжирский (“христианский”) Пурим – отмечался 4 хешвана, начиная с 1540 г., когда испанский король Карл V пытался неудачно захватить Алжир; снежный Пурим Туниса, когда выпавший там 24 тевета 1891 г. обильный снег миновал еврейские поселения, и многие другие.
Сарагоса, Еврейские бани, 13 век
Зачастую сочинялись даже особые свитки, наподобие книги Эстер, повествующие о чудесном спасении общины. Из “первого” Пурима заимствовались и обычаи – обмен блюдами, дары бедным, традиционный пир, а иногда и пост накануне праздника.
Существовали и отмечались также личные и семейные пуримы. Один из таких примеров – Пурим Шмуэля ха-Нагида, известного еврейского поэта и общественного деятеля, визиря Гранады, в честь его спасения от заговора в 1039 г.
Известный раввин Авраам Данциг в своем популярном труде “Жизнь человека”[2] дает галахическое обоснование традиции празднования особых пуримов в честь избавления от беды. Кстати, чудо произошло и с ним самим. В 1804 г. рядом с его домом в Вильнюсе произошел взрыв складов с порохом, в результате которого погиб тридцать один человек. Но сам Данциг и его семья практически не пострадали. С тех пор они отмечали свой собственный “пороховой” пурим.
Особый пурим отмечала и община Касабланки в память о чудесном освобождении города войсками союзников в 1943 году, что предотвратило отправку местных евреев в концлагеря. Был составлен даже особый свиток с описанием событий, завершавшийся проклятиями в адрес Гитлера, Муссолини, Гиммлера и прочих нацистских вождей.
Марокканские евреи, 1990 г. (Википедия)
Чудесные свойства Пурима были известны и еврейским врагам. По свидетельству американского журналиста Дж. Кингсбери-Смита[3], один из самых ярых антисемитов Третьего Рейха, редактор “Дер Штюрмера” Юлиус Штрайхер, приговоренный к смерти нюрнбергским трибуналом, когда его вели на казнь, громко кричал “Пуримфест” – он знал, что его смерть станет праздником для всего еврейского народа.
Казнь злодея Амана – муляж на пуримском карнавале “Адлояда” (Википедия)
Главной заповедью Пурима, как известно, является чтение свитка Эстер. Это особая книга, во многом отличающаяся от других, вошедших в состав ТаНаХа. Она, единственная из книг библейского канона, отсутствует среди свитков Мертвого моря. Вероятно, кумранская община не считала ее частью Священного Писания. Да и позднее, в Талмуде, продолжалась дискуссия на этот счет[4].
Свиток Эстер. Италия, 1616 г. (Википедия)
Спор о принадлежности Книги Эстер к священным текстам возник не случайно. Во-первых, это практически единственная книга ТаНаХа, где действие от начала и до конца происходит не в Стране Израиля и не на пути к ней, а в далекой “глухой” диаспоре. Во-вторых, не только Страна Израиля, но и сам Бог не упоминается в этой книге ни разу. Тем не менее, Рамбам считал ее наиважнейшей книгой Писания после Пятикнижия[5]. Почему так?
Книга Эстер отражает мировоззрение современного человека, который часто не находит явных признаков Божественного присутствия в мире. Среди описанных в книге событий – множество эпизодов, которые можно назвать роком, судьбой, случайным стечением обстоятельств. Действительно, Бог прямо не упоминается в книге Эстер и, видимо, неспроста. Возможно, авторы книги (а согласно традиции, это были сами Мордехай и Эстер) хотели заставить нас думать, искать и исследовать эту книгу в поисках Бога. Мы, как и герои книги Эстер, живем в эпоху “сокрытия Лика”, когда присутствие Бога в мире больше не является явным. Было время, когда Бог казнил египтян, проводил евреев через море, указывал им путь в пустыне облачным столпом, кормил их манной. Но вот уже много веков нам приходится как-то справляться самим, следуя переданным Моисею указаниям. И все же, после тысячелетий изгнания, нам удалось вернуться на родную землю, возродить язык иврит, построить еврейское государство… Разве это не чудо? Быть может, это все-таки не случайно?
В любом случае, хорошо, что у евреев имеется один большой и много малых пуримов, и что чудеса случаются с нами не только в месяц Адар. Веселых вам праздников!