next perv

Предсуккотние хлопоты европейских евреев



Жизнь в холодном климате Центральное Европы нередко требовала от евреев значительных усилий, чтобы обеспечить себя всем необходимым для праздника Суккот (Кущи).

В XVII – XVIII веках в прусском городе Хальберштадте проживала одна из самых многочисленных еврейских общин Центральной Европы. Актовая книга (пинкас) общины, хранящаяся сегодня в отделе рукописей Национальной библиотеки Израиля, содержит немало сведений о местной еврейской жизни в 1773 – 1808 годах. Актовая книга велась в хронологическом порядке и на нескольких языках: идиш, иврите и немецком.  Среди прочего, она содержала общинные правила и постановления, критерии приема в общину, а так же сведения об отношениях и контактах с другими общинами.

Как известно, в прежние времена в Северной и Центральной Европе, с ее холодным климатом,  достать свежие цитрусовые было достаточно проблематично. Большинство тамошних жителей это не слишком беспокоило.  Однако евреям цитрусовый плод был жизненно необходим, чтобы должным образом справить один из главных еврейских праздников, Суккот.

В течение семи дней праздника евреи пребывают в специально построенных шалашах (кущах, на иврите суккот), построенных в соответствии с определенными правилами. Кроме того,  в праздник произносят специальное благословение на четыре вида растений, одним из которых является цитрусовый плод этрог.

Поскольку еврейские общины Центральной Европы полностью зависели от импортных этрогов, это традиционно служило поводом для беспокойства, тем более, что этроги нередко привозили из-за моря, например, с греческого острова Корфу. Как вспоминала Полина (Песя) Венгерова, выросшая в Бресте,

Из синагоги отец сразу же шел покупать эсрог (фрукт, похожий на лимон) и лулов (пальмовую ветвь); если ему удавалось купить эсрог без малейшего изъяна, так называемый мехудер, он возвращался домой в отличном настроении. Эти плоды стоили в 1838 году 5~6 рублей за штуку, ведь их привозили с Корфу, где они произрастали в очень небольших количествах, а доставка была связана со многими трудностями и опасностями.

Порой на всю общину удавалось достать всего один или несколько этрогов.  Поэтому многие евреи, особенно бедняки, вынуждены были поступать подобно герою сказки Переца, который в Суккот «часами напролет стоит у раввина под дверью,  хочет сам благословить этрог». Во многих общинах синагогальный служка специально обходил евреев с четырьмя видами растений, чтобы каждый имел возможность произнести благословение и исполнить заповедь праздника.

Тот, кому удавалось купить этрог, хранил его как зеницу ока, тем более, что его легко можно было сделать некошерным:

К празднику Сукот приобретались пальмовая ветка «лулав» и лимоноподобный плод «этрог». В особенности обращалось внимание на то, чтобы этрог был красивый, без пятнышек и с хорошей головкой. Чтобы нечаянно не отломилась головка, этрог, бережно завернутый в вату, укладывался в серебряной шкатулке, и отец в течение семи дней праздника ходил с этрогом и лулавом в синагогу, где их носили вокруг амвона, совершая при этом молитвы. Женщинам также полагалось совершать молитву под лулав и этрог, но они это делали дома.

Аарон Перельман, Воспоминания

Бывало, однако, что этрогов не удавалось достать вовсе: из-за очередной войны с Турцией, эпидемии, прервавшей нормальное торговое сообщение, или по какой-либо другой причине. Подобный случай, к примеру, описан в легендах об основоположнике хасидизма Исраэле Беште,  собранных Шмуэлем-Йосефом Агноном:

И спросил Бешт у зажиточных людей: «Какова будет моя плата?» И сказали ему: «Назначь свою плату, и дадим ее». И сказал: «Моя плата – купите мне прекрасный этрог к празднику Суккот». И сказали: «Хорошо, всеми силами своими попытаемся купить тебе прекрасный этрог». И вот, в тот год не было этрогов, и почти все общины не нашли себе этрога. И разослали жители Снятина посланников искать прекрасный этрог и готовы были заплатить за него, сколько попросят, но не нашли и простого этрога.

Бешту в этой истории, в конечном итоге, помогает пророк Элиягу. Однако обычный еврей не мог рассчитывать на такую помощь. Соответственно, если этроги почему-то задерживались, по мере приближения осенних праздников беспокойство непрерывно возрастало, и местные евреи начинали ощутимо нервничать, что не смогут исполнить заповедь. Порой этим пользовались нечистые на руку торговцы: в актовых книгах упоминаются инциденты, когда купцы, под видом этрогов, продавали обычные лимоны, непригодные для исполнения заповеди.

Беспокойство по поводу своевременной доставки этрогов было хорошо знакомо и евреям Хальберштадта. В частности, одна из записей актовой книги красноречиво свидетельствует, сколько усилий готово было приложить руководство общины, что местные евреи смогли отпраздновать Суккот по всем правилам.  Сделанная на идиш 28 элуля 1796 года, буквально накануне Грозных дней, эта запись свидетельствует, как главы общин использовали личные связи с евреями других городов, чтобы обеспечить евреев Хальберштадта достаточным количеством этрогов:

Реб Моше говорил от имени реб Гисселя, который некоторое время назад писал главам общины во Франкфурте по поводу этрогов, но до сих пор не получил ответа.

Альфонс Леви, Еврей с лулавом

Согласно записи, главы общины предложили написать другое письмо, надеясь оказать дополнительное давление на потенциальных поставщиков этрогов. Кроме того, был предложен другой вариант, на случай, если нажим ничего не даст:

Реб Гиссель будет ждать ответа. В случае, если его корреспондент не доставит достаточно этрогов, мы купим несколько этрогов на Лейпцигской ярмарке накануне новомесячья тишрея – столько, сколько нужно нашей общине.

Эта запись и решение глав общины позволяет предположить, что этроги можно было достать и в других местах. Однако они, по-видимому, были дороже или худшего качества, поэтому евреи Хальберштадта предпочитали этроги из Франкфурта.

Чем закончилась эта история, в актовой книге, увы, не сказано. Хочется надеяться, что, в конечном итоге, все устроилось благополучно, и евреи Хальберштадта отметили Суккот, как подобает.

Суккот, Немецкая открытка, 1915

При написании статьи были использованы материалы сайта Национальной библиотеки Израиля.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.