next perv

Песнь песней



Трудно найти в ТАНАХе название более музыкальное, но и трудно найти библейскую книгу более загадочную. И среди религиозных, и среди светских толкователей «Песни песней» нет однозначного мнения ни по одной из позиций: о чем эта книга, где и когда происходят события, в ней описанные, кто ее автор… Кажется, однозначно название книги, но и его можно трактовать по-разному. Слова «Песнь песней» звучат похоже на «Святая святых», это – превосходная степень, то есть «Песнь песней» – наилучшая или наиглавнейшая из песен.

Полное название книги – «Песнь Песней Соломона», это 17-я книга ТАНАХа и 4-я книга Ктувим (Писаний). (ТАНАХ – аббревиатура названий библейских книг: Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)). Автор обозначен в названии книги: в Первой книге «Млахим» (Царей) сказано, что Соломон написал 1005 песен. Имя его неоднократно упоминается в тексте, иногда повествование идет от его имени, а героиня обращается к нему по имени. Но в тексте упоминается город Тирца, столица Северного Израиля, а это уже позже 875 года до новой эры, когда объединенное царство было расколото, что произошло после смерти Соломона. Текст в неизвестной нам степени менялся, либо отдельные его части написаны еще позже – ведь встречающиеся в «Песнях» заимствования из арамейского и древнегреческого языков не могли быть ранее 6 века до новой эры.

Содержание  «Песни песней» – история любви царя Соломона и девушки Суламифь (в изначальном написании на иврите – Шуламит), трактуется чаще всего, как свадебные гимны, но главное еврейское толкование текста – это взаимоотношения Бога и еврейского народа. Христиане говорят о браке Иисуса и церкви, а Суламифь считают прообразом Богородицы. Есть гипотеза фольклорного происхождения «Песни песней», но она наименее состоятельна: изысканный язык, стилистическое единство и взаимосвязь фрагментов книги, множество названий животных, растений, благовоний не израильского происхождения, слова, не встречающиеся в других библейских книгах, географические названия, от Иерусалима до Дамаска, упоминания израильских растений и животных – все это свидетельствует от высочайшей образованности автора.

Густав Доре, Песня Песней Соломона

«Песнь песней» была включена в ТАНАХ в I веке новой эры, в Явненской академии, на первом собрании еврейских мудрецов после разрушения римлянами Храма. Некоторые мудрецы считали, что эта книга «оскверняет руки», но большинство сошлось на том, что «всё состояние мира не сто́ит того дня, в который дана эта книга». В Мишне сказано, что одно другому не противоречит: «Никто никогда в Израиле не спорил против того, что Песнь Песней оскверняет руки, ибо весь мир не стоит того дня, в который дана была Израилю Песнь Песней, ибо все книги – святое, а Песнь Песней — святое святых».

Музыкантов не всегда волнует истинное авторство текста, время и место действия и трактовки: у каждого композитора есть трактовка своя собственная. «Песнь песней» не могла не взволновать композиторов в древности, продолжает она волновать их на протяжении всей истории музыки. В Храме «Песнь песней» исполняться не могла, ибо вошла в канон только после его разрушения. В синагогах она звучит постоянно, но, в основном, не поется, а читается. Нас же сегодня интересуют авторские музыкальные версии «Песни песней», попавшие в христианскую литургию. Унаследовав от евреев запрет на использование аккомпанемента, различные конфессии отличаются в своих музыкальных взглядах лишь по количеству голосов в хоре: до XV века пение было одноголосным, затем стало появляться многоголосие. У каждой церкви был свой путь. Православные развивали многоголосие, достигшее, например, у русских и грузин невиданных высот, армяне продолжают петь в унисон, что, когда хор первоклассный, также производит колоссальное впечатление. В Западной Европе полифония победила.

Первые многоголосные песнопения появились в конце XV века в Италии, Франции, Испании и Германии, а в XVI веке уже появились первые гениальные полифонические сочинения, в большинстве – на библейские тексты. Появляется мотет – многоголосное вокальное произведение. Это уже сложная для восприятия массами музыка, демонстрирующая мастерство её создателя, не идущая за публикой, но пытающаяся (иногда успешно) вести эту публику за собой. Французский музыковед Средних веков Иоанн де Грокейо писал о мотете: «Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах». Среди основателей полифонической музыки выделяются четыре настоящих гения – голландцы Жоскен Депре и Орландо Лассо, англичанин Уильям Берд и итальянец Джованни Палестрина.

Палестрина – так называется город, в котором в 1525 году родился Джованни Пьерлуиджи, зовущийся в последние 500 лет именем родного места. Палестрина начал свой путь в музыке в хоре мальчиков родного города, а завершил композитором и капельмейстером Сикстинской капеллы. В 1594 году композитор скончался, был похоронен с почестями в Новой капелле близ Собора Святого Петра в Риме, а на его надгробии было написано «Князь музыки». Среди написанных им 300 мотетов есть цикл из 29 мотетов «Песнь песней», Canticum canticorum, написанный в 1584 году.

Это – запись полного цикла, сделанная замечательным британским The Hilliard Ensemble, полагающим, что его интерпретация близка к звучанию в эпоху написания. 

А здесь интерпретация 13 мотетов, приближающая музыку к нашему времени. Ее сделал Словацкий филармонический хор во главе с Яном Марией Добродинским.

Продолжение следует.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.