next perv

Перелетный свиток, воображаемая маца и богослужение под огнем



Как мы уже писали, в годы II Мировой войны в армиях союзников служило немало раввинов-капелланов, заботившихся о духовных нуждах еврейских солдат.

В 1995 году американский исследователь Альберт-Исаак Сломович защитил диссертацию (впоследствии изданную в виде книги) «Воюющие раввины», посвященную истории еврейских капелланов в армии США. Предлагаем читателям несколько отрывков из этого исследования.

В годы войны, в самых разных обстоятельствах, капелланам то и дело приходилось действовать ради иноверцев, дабы таким образом помочь солдатам. Рабби Роберт Кан описывал ситуацию, когда он оказался единственным капелланом воинской части, отправлявшейся в бой. Дело происходило на корабле, который через несколько часов должен был вступить в бой. Собрав экипаж, раввин попросил протестантов и католиков-мирян произнести соответствующие молитвы. Затем раввин провел краткое еврейское богослужение. После этого он раздал Библии, четки и мезузы. Некоторые солдаты взяли все три «амулета».

Капеллан Авраам Аврех рассказывал о коллеге-протестанте, который лично предупредил еврейских военнослужащих о наступающих Грозных днях. Капеллан-протестант также позаботился о том, чтобы все евреи, пожелавшие принять участие в богослужениях, получили увольнительные. Самым же впечатляющим было то, что, когда капеллан обнаружил, что на базе нет необходимого для богослужения свитка Торы, он реквизировал военный самолет, отправился на нем за сотни миль, одолжил свиток и вернулся на базу, чтобы можно было закончить богослужение.

***

Раввины, служившие в ВМФ, получали самые разные назначения и задания, требовавшие от них немалой изобретательности. Один из капелланов, Самуэль Сандмел, впоследствии ставший специалистом по иудео-христианским отношениям, тепло вспоминал о своей службе в качестве военного капеллана: «Флотский капеллан – капеллан для всех, независимо от их вероисповедания; с евреями он имеет дело только во время богослужения или когда к нему обращаются со специфическими еврейскими вопросами». Другой раввин, Юлиус Марк, вспоминал, что, помимо субботних, он так же проводил воскресные богослужения. Другие флотские капелланы также подтверждают, что большую часть недели они выступали в роли духовных отцов для всех военнослужащих, независимо от их конфессиональной принадлежности. Они посещали госпитали; бойцы воспринимали их как духовных наставников всего подразделения.

****

Потребность в раввинах на заокеанских театрах боевых действий была постоянной. Рабби Давид Эйнхорн получил назначение в XV корпус Третьей армии. В 1944 году он оказался во французском городе Люневиле, который американские войска едва контролировали. Поскольку через несколько часов наступал Йом Кипур, раввин поспешно готовился к богослужению. Его рассказ об этой молитве заслуживает внимания:

Вечером произошло нечто совершенно неожиданное. Еврейские солдаты со всего сектора, занимаемого XV корпусом – грязные, усталые и при оружии… Они пришли, хотя между ними и германскими войсками в четырех милях от города не было никаких американских частей – 350 человек… Скажу без всякого смущения, что впервые с тех пор, как я оказался во Франции, я не выдержал и разрыдался: это было уже слишком. Вокруг гремели звуки боя, в то время, как мы напевали традиционные молитвы. Присутствующие были полностью одеты для боя, с оружием наизготовку…

Американские солдаты во Франции, 1944

****

Примером изобретательности капелланов может служить история рабби Эрла Стоуна. Получив назначение в дивизию, воевавшую в Тунисе, рабби Стоун планировал предстоящий пасхальный Седер. Однако за день до праздника ему сообщили, что в пасхальную ночь дивизии предстоит ночной марш-бросок, чтобы неожиданно атаковать немецкие позиции. Соответственно, не было никакой возможности провести традиционный Седер с трапезой.

В тот же вечер Стоун собрал под открытым небом посреди пустыне, и провел оригинальное богослужение:

Ночью, в чистом поле, я стоял перед несколькими сотнями закаленных ветеранов, проведших в боях шесть тяжелых месяцев.  Я попросил их сесть и попытаться мысленно представить Седер у себя дома. Я произнес кидуш, держа в руках воображаемый кубок вина, и все преломили воображаемую мацу. В конце службы все бойцы, один за другим, со слезами на глазах пожелали мне хорошего праздника.

****

В 1943 году армия опубликовала ежегодный доклад о капелланской службе, в котором, среди прочего, был отмечен уровень опасности, которой подвергались на войне капелланы. Двадцать четыре священнослужителя пали смертью храбрых на поле боя; тридцать девять погибли в результате несчастных случав или умерли от болезни; тридцать три попали в плен. Военные священнослужители получили 129 наград за героизм и храбрость. Раввины фигурировали в каждой из упомянутых категорий.

Капеллан рабби Александр Гуд, погибший в 1943 году на борту военно-транспортного судна «Дорчестер»

Для некоторых капелланов опасность была неотъемлемой частью их пасторского служения. Рабби Эдгар Зискин, капеллан морских пехотинцев на тихоокеанском острове Пелелиу, вспоминал богослужение Судного дня, происходившее в смертельно опасных условиях:

Амвон, сооруженный дивизионным капелланом Морфи, был сделан из снарядных ящиков и покрыт трофейным японским шелком. Мы находились в каких-то 200 ярдах от гребня, который еще удерживали японцы, в зоне досягаемости снайперов и артиллерии. На протяжении всей службы артиллерия вела беспорядочный огонь через наши головы.

****

В 1943 году был получен рапорт рабби Нормана Сигала, в котором он описал богослужение Грозных дней в штабе Центрального тихоокеанского командования, ставшее еще одним примером межконфессионального сотрудничества и отзывчивости. На службу пришло несколько высокопоставленных офицеров и капелланов-христиан. Ковчег, где хранился свиток Торы и другие ритуальные объекты, был украшен христианскими друзьями еврейской молельни.

****

В 1944 году высокопоставленный капеллан спросил рабби Гордона, любит ли он летать. Поскольку прежде раввин один раз летал,  и ему понравилось, он ответил утвердительно. И через несколько месяцев получил приказ армейского Авиационного корпуса о назначении капелланом огромной территории. Отныне типичный пасторский вояж, начинавшийся на базе в штате Мэн, включал посещение баз, расположенных в следующих местах: Канада, Лабрадор, Баффинова Земля, Ньюфаундленд, Гренландия, Исландия, Престуик (Шотландия), Азорские острова, Бермуды, аэропорт Ла Гардия (Нью-Йорк) и Манчестер. В итоге рабби Гордон налетал больше 200 тысяч миль – в эпоху, когда трансатлантические полеты не были ни безопасными, ни комфортабельными.

Помимо личного багажа, предметов культа, еврейских газет и журналов и кошерных продуктов, рабби Гордон брал с собой в полеты небольшой свиток Торы, который использовал в ходе каждого проводимого им богослужения. Этот свиток, хранившийся в специальном ящике, получил название «Летающая Тора».

****

Во время войны специально созданная раввинская комиссия получала множество вопросов, касающаяся соблюдения заповедей в условиях армейской службы и боевых действий.

Вот один из типичных запросов. Некого раввина-капеллана попросили принять участие в похоронах [еврейского военнослужащего], назначенных на субботу. (Согласно еврейской традиции, по субботам не хоронят).

Запрос содержал ряд важных деталей. Военный самолет потерпел крушение; погибло несколько военнослужащих, включая одного еврея. Военные власти сделали все необходимые приготовления для заупокойной службы и похорон, назначенных на субботу.  Перемешавшиеся между собой останки, которые невозможно было разделить и опознать, должны были быть похоронены в общей братской могиле. Раввин, служивший в соответствующем подразделении, заявил, что сможет принять участия во всех военных аспектах панихиды, однако не станет произносить никаких молитв, поскольку еврейская традиция ясно и недвусмысленно запрещает хоронить в субботу.

Однако в источниках и истории можно найти несколько исключений из этого общего правила. К примеру, как-то во время эпидемии, когда гражданские власти у евреев потребовали похоронить умерших в ночь с пятницы на субботу, распоряжение было исполнено. Этот прецедент, в сочетании с экзегетикой, касающихся условий военного времени, привел к тому, что комитет сформулировал свой ответ так:

На поле боя, если был отдан приказ похоронить погибших в определенное время, еврейский капеллан и любые военнослужащие-евреи, получившие этот приказ, должны хоронить погибших даже в субботу.

Комитет так же сделал несколько уточнений. Во-первых, он рекомендовал, чтобы раввин, находящийся непосредственно на месте, попросил о переносе церемонии. Так же было рекомендовано, чтобы текст еврейского богослужения был изменен, дабы отметить тот факт, что дело происходит в субботу.

Могила еврейского бойца на польском военном кладбище в Монте-Кассино

****

Раввины-капелланы постоянно занимались вопросами, касающимися павших и их последующего погребения. В разгар войны раввинский Комитет по религиозной работе в армии и флоте (CANRA) сообщил властям, что он провел выборочное исследование отчетов о смерти военнослужащих. Комитет пришел к выводу, что больше половины евреев, павших на поле боя, хоронят без какой-либо еврейской религиозной церемонии или соответствующих знаков на могилах. Причин этому было несколько. Во-первых, некоторые еврейские военнослужащие не носили солдатские жетоны, в которых было указано их еврейское происхождение, поскольку боялись попасть в плен к немцам. Другие погибали в результате взрывов, крушений или морских инцидентов, делающих опознание невозможным. В-третьих,  бюрократические процедуры, связанные с проверкой религиозных предпочтений павшего бойца, часто невозможно было закончить к моменту похорон. И, наконец, на момент погребения на месте могло не оказаться раввина.

Для исправления сложившейся ситуации генерал Джордж Маршалл распорядился, чтобы на всех театрах военных действий еврейским капелланам было дозволено посещать военные кладбища в зоне их ответственности. Раввины, в случае необходимости, меняли указатели на могилах, а также проводили поминальное богослужение. По завершении всех ритуалов квартирмейстерская служба вносила изменения в официальные регистры, отмечая факт еврейского погребения.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.