next perv

Печать библейского визиря



Управление Древностей сообщило о новой интереснейшей находке, лишний раз иллюстрирующей адекватность библейского повествования (разумеется, при соответствующем критическом научном анализе) по отношению к периоду Первого Храма (10- н.6 в до н.э.). 

Находки надписей (главным образом на глиняных пломбах- «буллах» или печатках), содержащих имена персонажей библейских историй о политической жизни «дома Давида» – далеко не новость. Как это ни парадоксально, но именно страшные пожары в Городе Давида при его захвате вавилонянами в 586 г. до н.э., уничтожившие дворцовые архивы документов на папирусе, сохранили для нас прошедшие обжиг пломбы из необожженной глины. Они, как видно, запечатывали «резервные копии» разнообразных документов, хранившихся там. Из них мы узнаем, например, о существовании должности «пророка» при дворе (возможно, что на найденном не так давно обломке печатки речь идет о самом Исайе!), о носителях разнообразных хозяйственных должностей (упомянутых в описаниях двора Соломона и более поздних царей).

Недавно из мрака веков выплыли два министра при дворе Цидкияху (Седекии) (597-586 гг. до н.э., последнего царя из дома Давида (перед вавилонским завоеванием) : Гдалияху сын Пашхора  и Иехокаль сын Шломияху сын Шаби, так же упоминаемые в Библии. Последний был послал царем в к строптивому пророку Иеремии, уговорить его молиться о спасении царства от вавилонян ( Иер. 37:3).

Сюжет прямо-таки из «Бориса Годунова».  “Однако царь Цедекия послал Иегухала, сына Шелемии, со священником Софонией, сыном Маасеи, к пророку Иеремии, чтобы сказать: «Прошу тебя, помолись о нас Господу, нашему Богу”. Посольство не удалось, пришлось пророка посадить в темницу. А Гдалияху был покруче – немудренно (вместе с обиженным неудачей Иехокалем) требовал для пророка смертной казни .

На этот раз перед нами оттиск печатки «великого визиря» (может быть из 7 в. до н.э.), пока что- самого высокого чина из отраженных в археологическом материале. Очередь за самим Его Величеством. Оттиск найден при просеивании и промывке отвалов раскопок 2013 г. в основании Западной Стены Храмовой горы. Отвалы просеивали в специально созданном для этого месте –в Эмек Цурим (Долине Кремней) на склоне Масличной горы. Там обрабатывают уже много лет огромные массы грунта, вывезенные на свалку арабскими грузовиками во время безумного по масштабам и продолжавшегося не один год вандализма- постройки, без каких-либо разрешений и археологического надзора огромной подземной мечети в недрах Храмовой горы. (Прекращение этих работ было для арабов одним из предлогов начавшейся в 2001 г. вооруженной «Второй Интифады»).  уда же привозят и отвалы официальных раскопок.

Печатка была найдена одной из работавших там добровольцев, Батьей Офен. Руководитель раскопок – доктор Эли Шукрун, один из ведущих археологов Иерусалима (мне посчастливилось с ним вместе учиться на курсах Института Ландера в нач. 2000-х. ) определяет ее, как одну из важнейших находок этого года. Пломба –1 см. в диаметре, относится примерно к 7 в. до н.э. по палеографии. Надпись гласит: «(Принадлежит) Адонияху, который (поставлен) над домом (царя) ».

Впервые подобная должность упомянута в Библии в списке двора Соломона (10 в. до н.э.). Далее – мы видим ее еще в нескольких местах текста, относящихся к самым близким соратникам царей, как Северного, так и Южного царств. Авадияху  был визирем при злодее Ахаве (873—852 г.до н.э) в Северном царстве (в Самарии) и, по библейскому рассказу, спас в пещере от жестокой царицы Иезевель сотню пророков единого Бога.

Современником Исайи в 7 в. до н.э. был Элиаким сын Хилкияху  – визирь-мажордом царя Иезекии (Хизкияху), отстоявшего Иерусалим от ассирийцев в 601 г. до н.э. Он был назначен переговорщиком с полководцем Синнахериба Равшаке, осаждавшем город. 

Библия упоминает трех тезок владельца печатки: министра царя Давида, левита в Храме во времена царя Иехошафата (Иосафата), одного из старейшин во времена восстановления города после возвращения из Вавилонского плена Нехемии (к. 6 –н.5 вв до н.э.).

Теперь их кружок дополнился еще одним собеседником . Не исключено, что мы даже знакомы с местом его вечного упокоения. 150 лет назад археолог Клермон-Гано нашел в Кидронском ущелье напротив Города Давида погребальную пещеру с надписью (по палеографии – 7 в. до н.э.) : Это могила … яху который над домом». К сожалению начало имени отбито. Надпись была серьезно исследована в 30-е годы профессором Авигадом. Вряд ли в 7 веке найдутся два тезки с одной должностью (хотя, само по себе теофорное окончание имени на –яху было достаточно распространено в древней Иудее ).

Вот так мы постепенно открываем все новые и новые двери в прошлое – и в бересте дождливого Новгорода и среди выжженной летним зноем земли Иерусалима. И как-то уютнее становится оттого, что те, кто жили в прошлом –теперь с нами. И мальчик Онифим и советник царя в далекой Иудее. Мир един – и во времени и в пространстве. 

Первоначально опубликовано в блоге автора, известного израильского экскурсовода.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.