next perv

ПАСХАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ КАТАЛОНИИ  



«Пасхальная Агада (старинное произношение Хаггада) (ивр. ‏הַגָּדָה שֶׁל פֶּסַח‏‎‎‎, hаггада шель Песах) — сборник молитв, благословений, комментариев к Торе и песен, прямо или косвенно связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника Песах. Чтение Пасхальной Агады в ночь праздника Песах (с 14 на 15 нисана) — обязательная часть седера» — любезно сообщает нам энциклопедия.

Агада составлялась постепенно, на протяжении веков. Самая древняя полная версия содержится в молитвеннике р. Саадии бен Йосефа Гаона, еврейского мудреца и экзегета Х века. При этом во многих еврейских общинах сложились свои вариации, а попытки изменить Агаду и приспособить ее к веяниям времени продолжаются и по сей день, особенно среди евреев-реформистов.

К XIII в. сложилась и традиция публикации Агады (это слово переводится как «сказание» или «история») в виде отдельного произведения. Вскоре дорогостоящие манускрипты, предшествовавшие появлению печатных изданий, начали украшать заставками, буквицами, миниатюрами, а затем и полномасштабными иллюстрациями.

Старейший образчик такого рода ашкеназийской Агады, созданной в Германии около 1300 г. писцом по имени Менахем, хранится в Музее Израиля в Иерусалиме. Это – так называемая «Агада Птичьих голов». Изображенные в ней человеческие фигуры имеют головы птиц, иногда головы их закрыты шлемами, лица никак не прорисованы. Очевидно, художник старался следовать библейскому, но не слишком строго соблюдавшемуся запрету на реалистическое изображение живых существ.

Наиболее прекрасные средневековые иллюстрированные рукописи Агады были созданы в процветающей еврейской общине Каталонии. Здесь уже в начале XII в. начали появляться иллюстрированные манускрипты нерелигиозного характера — научные труды, сочинения античных классиков, а с XIII в. и произведения светской литературы. Высокопоставленные и богатые евреи Каталонии начали заказывать для себя рукописи Агады — в сущности, такие же игрушки богатеев, как сегодняшние яхты и спортивные машины.

02      05

О стоимости подобных манускриптов может свидетельствовать хотя бы запись, сохранившаяся на «Барселонской Агаде» – знаменитой иллюстрированной рукописи, которая находится ныне в Британской библиотеке. Эта Агада была создана около 1340 года, а в 1459 г. некий «иерусалимский житель» Шалом Латиф продал ее раввину Моисею бен Аврааму из Болоньи за 50 золотых дукатов.

Средневековые иллюстрированные манускрипты писались на пергаменте. Каждую страницу следовало спланировать заранее. Прежде всего писец линовал пергаментный лист заостренной палочкой, затем с помощью гусиного пера или калама выписывал буквы, оставляя пустые места для иллюстраций и орнаментальных украшений. Рисунки выполнялись на восковой табличке. После их переносили на пергамент, иногда с помощью булавок.

В работе над иллюстрациями существовал определенный порядок. Сперва вокруг рисунка закреплялась серебряная проволока, затем на пергамент клеили золотую фольгу. Это полагалось делать до нанесения краски, так как золото могло прилипнуть к красочному слою и уничтожить весь труд. Когда клей высыхал, золоченые фрагменты выглаживались; далее художник раскрашивал оставшуюся часть рисунка, используя натуральные пигменты, полученные из растений, насекомых и минералов. На самой последней стадии вокруг рисунка выполнялась орнаментальная рамка.

06 (1)

До 1300-х годов рукописи переписывали и иллюстрировали монахи. В XIV веке иллюстрации начали поручать светским художникам. Так возникли целые артели, и к XV в. монастыри стали заниматься тем, что в наши дни называется «аутсорсингом» — попросту говоря, отдавали свою работу на сторону (во Франции художественным украшением рукописей занимались в основном женщины).

Каталонские манускрипты Агады также являлись совместной работой еврейских писцов и художников-христиан. Они выполнены в готическом стиле и отличаются натурализмом, попыткой передать эмоции в жестах и выражениях лиц, рамками в виде ветвей и листьев, рисунками на полях и гротескными изображениями.

В 1492 году правители объединенных государств Арагона и Кастилии, Фердинанд  II и Изабелла I, издали Альгамбрский эдикт об изгнании с территории их королевств всех евреев, отказавшихся перейти в христианство. Вместе с евреями, решившими сохранить свою веру, Испанию покинули и манускрипты Агады, которые позднее рассеялись по миру.

Сегодня, спустя 500 с лишним лет, драгоценные рукописи вернулись туда, где были созданы. Они представлены на выставке «Манускрипты Агады из Барселоны. Еврейские сокровища каталонской готики», открывшейся в конце марта в Историческом музее Барселоны.

Эта выставка говорит, в первую очередь, о большом интересе к «золотому веку» испанского еврейства и тех настроениях, что называются в Каталонии «возрождением памяти». До сравнительно недавних пор иудаизм был чуть ли не запретной темой, да и сам Альгамбрский эдикт был официально отменен лишь в 1968 году. Сегодня некоторые каталонцы узнают о еврейском происхождении своих фамилий, другие обнаруживают среди своих предков марранов.

На выставке представлены многие замечательные манускрипты: «Агада Райландса» из Манчестерского университета, «Агада Грациано» из Еврейского телогического центра Нью-Йорка, «Агада Мокатты» (Университетский колледж Лондона), Болонско-моденская Агада (Болонский университет), Каталонская Агада из Кембриджа и «Агада Кауфмана» из собрания венгерской Академии наук.

Единственный из выставленных в Барселоне манускриптов, хранящийся в Испании – это «Поблетская Агада» из монастыря Поблет в Каталонии, места погребения многих монархов королевского дома Арагона. В 1492 г. еврейские владельцы вывезли рукопись в Италию, где в 1672 г. ее приобрел и подарил монастырю вице-король Каталонии Педро Антонио де Арагон.

В период конфискации монастырского имущества, проводившейся испанскими властями в 1835-1837 годах, Поблет был разграблен и заброшен. Монастырь был восстановлен лишь в 1930-х годах. А манускрипт, переходя из рук в руки, попал в конце концов к правоведу Жауме Мансу и Пуиганау, профессору Барселонского университета, который скончался в 1983 году, завещав вернуть Агаду в библиотеку монастыря.

03

Барселонская выставка продлится не так долго, до 5 июля. К счастью, группа испанских ученых и документалистов решила увековечить ее для потомства и намерена создать документальный фильм о евреях Каталонии и их пасхальных шедеврах.

 

Материал подготовил С. Шаргородский (основной источник: http://www.timesofisrael.com/after-500-years-catalonias-haggadahs-come-home/)

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.