Остерегайтесь подниматься на гору и касаться ее края – всякий, кто коснется горы, смертью умрет
Остерегайтесь подниматься на гору и касаться ее края – всякий, кто коснется горы, смертью умрет – cр. Быт 3: 3: «А от плодов дерева, что посреди сада, сказал Бог: не ешьте от него и не касайтесь его, чтобы не умереть» (выражение мот тамут – «смертью умрешь» – встречается в первом варианте запрета в Быт 2: 17). Видимо, речь идет о стереотипной формуле запрета, нарушение которого карается смертью. С антропологической точки зрения, в обоих случаях, возможно, имеет смысл говорить о табу. Этот термин полинезийского происхождения (ta pu – «всецело выделенный, отмеченный») со времен Джеймса Фрезера применяется к концепту, характерному для целого ряда традиционных/архаических культур. Речь идет о запрете, выделяющем некоторый предмет из ряда других и налагаемом на пользование им или контакт с ним. Нарушение табу создает опасность потому, что предмет причастен к сфере сакрального (знание добра и зла, воплощенное в соответствующем плоде, является привилегией богов; на гору Синай спускается Господь).
Табу на гору Синай носит временный характер, покуда на ней почиет Бог. В качестве постоянного табу выступают внутренние помещения Скинии (глава 24 и далее). Как заметил еще Рамбан (см. его комментарий к Исх 25: 1; вступление к комментарию к книге Чисел), с точки зрения сакральности/табуированности территория горы Синай во время присутствия на ней Бога структурируется так же, как впоследствии территория Скинии. Вершина горы соответствует святой святых: появляться там может только один человек (Моше, Аарон). Склоны соответствуют святилищу, открытому только для священников. Наконец, подножие горы выступает эквивалентом внешнего двора, на котором мог находиться народ (цит. по Sarna).