Новый год и ортодоксальный иудаизм
Еврейские новогодние холивары (праздновать или не праздновать Новый год? Ставить или не ставить елку? В Израиле – отправлять детей в школу или оставить дома?) в последнее время, слава Богу, несколько поутихли. Все, кому было что сказать, уже не раз это сделали, участники споров, по большей части, остались каждый при своем мнении. Однако за это время уже сложилась своего рода традиции делать к этому дню специальный «еврейский» материал. А поскольку традиции – это наше все, не станем пренебрегать ею и в этот раз.
Статья состоит из трех частей: галахических рассуждений известного американского ортодоксального раввина Михаэля Бройде; отрывка из статьи о праздновании Нового Года в Израиле, опубликованной в газете Jerusalem Post; и, наконец, ответа, данного хабадским раввином еврейской супружеской паре из бывшего СССР, живущей в Австралии.
–1–
Кошерен ли Новый год?
Рабби Михаэль Бройде[1]
Еврейский закон разрешает отмечать светские прздники, однако не вместе с людьми, празднующими их в религиозной форме.
То, что новый год начинается с 1 января – чисто языческого происхождения. Согласно английской Википедии, римляне посвящали этот день Янусу, богу ворот, дверей и начал. Месяц январь был назван в честь Януса, который был двуликим – одно лицо смотрело вперед, второе назад. Это позволяет предположить, что празднование нового года было присуще еще языческой традиции. Некоторые полагают, что праздник был установлен в 135 году до н.э., когда было решено, что два избираемых на год консула будут вступать в должность именно в этот день, однако консенсуса по этому вопросу нет. В средние века началом года нередко считали различные мартовские даты (день весеннего равноденствия, Благовещение и т.д.), а так же различные христианские праздники, хотя в календарях месяцы по-прежнему нередко перечислялись в столбик, начиная январем и заканчивая декабрем.
Столь же очевидно, что на протяжении веков католическая Европа считала Новый год религиозным праздником. Рабби Моше Иссерлес прямо пишет об этом в Даршей Моше на Йоре Деа, 148:
Сказано в Трумат а-Дешен, 195, что даже сегодня тот, кто хочет послать [нееврею подарок] на 8-й день после рождества, который называют новым годом, должен послать подарок днем [31 декабря], а не в сам день праздника. А если их праздник начинается сразу на исходе субботы – если [непосланный подарок] может породить ненависть, лучше послать после, а не до праздника.
Хотя в комментарии к Шулхан Аруху (на Йоре Деа, 148:12) рабби Иссерлес пишет несколько иначе, очевидно, что это вызвано цензурными соображениями, а не тем, что вопрос казался спорным. Согласно р. Иссерлесу, Новый Год – христианский праздник, который нельзя праздновать, и можно отмечать только тогда, когда отсутствие новогодних подарков (неевреям) плохо отразиться на долговременных интересах и безопасности общины.
Как мне кажется, с тех пор ситуация совершенно изменилась. Новый Год – подобно дню св. Валентина и в отличие от Рождества – совершенно утратил прежний христианский характер. Даже в сердце христианского Юга, где я живу, Новый Год совершенно не ассоциируется с христианством. Не случайно родившиеся в Америке дети иммигрантов- индуистов и мусульман, которые никогда не празднуют Рождество, устраивают новогодние вечеринки. Очевидно, что за прошедшие 300 лет статус Нового Года изменился. В современной Америке у Нового Года практически не осталось религиозного содержания и проявлений. Почти никто не считает его религиозным праздником; Новый год празднуют сугубо светским образом, из «секулярных» соображений. Он давно утратил статус христианского праздника. Рабби Файнштейн прямо указал на это в своих респонсах (Игрот Моше, Эвен га-Эзер, 2:13):
Первый день их [года] не запрещен согласно [букве] закона, однако благочестивым людям следует устрожаться.
Эти слова, написанные в 1963 году, сегодня звучат справедливее, чем прежде – христианское происхождение Нового Года забыто куда крепче, чем полвека назад.
На мой взгляд, главный вопрос в данном случае звучит так: что мы понимаем под словом «праздновать»? Ответ на этот вопрос поможет нам понять, как вести себя с точки зрения галахи. Основное правило, которому должно следовать, мы находим у р. Моше Иссерлеса, Йоре Деа 178:1. В соответствии с этим правилом, для того, чтобы еврей мог заниматься деятельностью языческого происхождения, он должен доказать следующее:
- Данная деятельность имеет смысл и с секулярной точки зрения.
- Совершаемые поступки могут быть рационально объяснены независимо от нееврейского праздника.
- Языческое происхождение давно забыто, а смысл праздника можно объяснить в рамках секулярной логики.
- Обычаи праздника не противоречат еврейской традиции.
В соответствии с этими критериями следует оценивать различные новогодние обычаи. К примеру, утреннюю молитву 1 января можно прочесть попозже, поскольку это все равно нерабочий день, а поспать подольше – вещь совершенно разумная и, следовательно, разрешенное. Аналогичным образом, если еврей должен выписывать своим работникам премии или выдавать подарки, лучше сделать это на Новый Год, чем на Рождество. Если на работе устраивают новогоднюю вечеринку, еврей может на нее пойти, если считает, что иначе его не поймут. При условии соблюдения всех других предписаний еврейского закона, мне кажется, что, по логике Моше Файнштейна, лучше всего проявить «благочестие», однако по букве закона это разрешено.
Таким образом, в еврейском законе есть четкие критерии, позволяющие определить, какие «светские» праздники являются религиозными, и отмечать их запрещено (Рождество), а какие – светскими по сути и происхождению, и, следовательно, разрешенными (День независимости США, День Благодарения). Существует промежуточная категория – христианские по происхождению праздники, которые сегодня отмечают как светские. В этом случае галаху интересуют, имеют ли светские обычаи праздника религиозное объяснение, и можно ли сказать, что религиозное происхождение совершенно забыто, а праздник приобрел совершенно новый секулярный смысл.
Фото: источник
–2–
Новый год или Сильвестр?
Из статьи Тамары Зееви[2]
Можно ли еврею праздновать Новый год, или, как этот праздник называют в Израиле, Сильвестр?
По мнению рабби Бени Лау, племянника бывшего главного раввина Израиль Исраэля-Меира Лау, название в данном случае принципиально. Если, вместе со всем человечеством, мы празднуем Новый год, в этом нет никакой проблемы. «Лично я, пока меня не призвали в армию, совершенно не знал гражданского календаря и пользовался только еврейским. В религиозном обществе еврейский календарь является единственным. Однако для «обычных» людей пользоваться светским календарем – нечто само собой разумеющееся. Это не имеет никакого отношения к христианству, это вообще не вопрос религии – это просто принадлежность к «нормальному» мир. Поэтому я не вижу никакой проблемы в том, чтобы послать поздравительную новогоднюю открытку или сказать коллегам по работе: дай Бог, чтобы наступающий год оказался удачным».
Однако празднование «Сильвестра» – совсем другое дело: «Это означает, что мы берем религиозную составляющую этого дня. Это совершенно недопустимо. Это огромная ошибка и позор, поскольку означает, что мы недостаточно гордимся своей религией».
Поэтому, по словам рабби Лау, с точки зрения галахи праздновать Сильвестр запрещено, однако праздновать Новый год дозволено: « Поэтому я обращаюсь ко всем израильтянам: почему бы вам не отмечать тот же праздник, используя его нормальное название?».
–3–
Можно ли праздновать Новый год?
Мнение австралийского раввина рабби Йорама Ульмана[3]
Вопрос: Уважаемый рабби Ульман, мы хотим спросить вас о Новом Годе, который мы всегда отмечали в Советском Союзе, Мы знаем, что это нееврейский праздник, и перестали его отмечать. Однако у нас осталось несколько вопросов. Первое: как реагировать на новогодние поздравления и пожелания? Во-вторых, нужно ли отговаривать наших друзей из России, чтобы они не праздновали Новый год? Что сказать нашим друзьям, у которых есть новогодняя елка? В России Новый год никогда не считался религиозным или христианским праздником – просто милая традиция.
С уважением, Фима и Лора.
Мельбурн
Ответ: Уважаемые Фима и Лора, существует огромная разница между христианским праздником, который отмечают 25 декабря, и Новым годом, который празднуют 1 января. Первая дата связана с религией, не являющейся иудаизмом. Со второй у большинства людей нет никаких религиозных ассоциацией. Это тем более верно, когда мы говорим о евреях из бывшего СССР, где Новый год ничем не отличался от других секулярных праздников. Поэтому, хотя мы и не празднуем Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января, мы никого не отговариваем. (Все это подробно объяснено рабби Моше Файнштейном, одним из величайших религиозных авторитетов ХХ века; см. Игрот Моше, Эвен га-Эзер, 2:13). Напротив, если вы сможете мягко убедить празднующих сделать это кошерно – подав на стол кошерные кушанья и вино – с вашей стороны это будет весьма достойным делом.
Что касается поздравлений и пожеланий («с новым годом!» и т.д.), то нет никакой проблемы поздравить и пожелать в ответ что-нибудь хорошее. Любавический ребе как-то пожелал другим счастливого нового года, объяснив, что на это намекает стих из книги Псалмов: «Господь запишет в переписи народов» (Тегилим, 87:6). Иными словами – хотя для нас важнейшим, безусловно, является еврейский календарь, календарь народов, среди которых мы живем, тоже имеет значение.
Елка и елочные украшения – отдельный вопрос. Елка имеет отношение к религиозному христианскому празднику. Поэтому стоит объяснить членам еврейской общины, празднующим Новый год, что лучше обойтись без елки. Однако это нужно сделать мягко и тактично, чтобы никого не обидеть.
С наилучшими пожеланиями в новом календарном году,
Рабби Ульман.