Можно ли восходить на Храмовую гору?
В последнее время вопрос о том, можно ли евреям восходить на Храмовую гору, то и дело оказывается в центре внимания. При этом, за редким исключением, эта проблема обсуждается в контексте арабо-еврейского противостояния. И далеко не все знают, что единого мнения по этому вопросу нет и у еврейских религиозных авторитетов.
Поэтому мы сочли правильным предложить читателям подборку первоисточников и мнений, составленную проф. Давидом Голинкиным, одним из ведущих галахических авторитетов консервативного иудаизма.
****
В Мишне (Келим, 1:6-9) сказано:
Есть десять [степеней] святости, и Земля Израиля святее всех земель… Иерусалим более свят, чем остальные города, обнесенные крепостной стеной… Храмовая гора более свята, ибо туда не может зайти человек и истечением, женщина во время менструации и только что родившая… Вал более свят, чем она: туда не входят инородцы и оскверненные скверной смерти… Женский двор более свят, чем вал: в него не входит окунувшийся днем… Двор Израиля более свят, чем Женский двор: туда не входят с незавершенным искуплением… Двор священников более свят, чем Двор Израиля. Туда не входят исраэлиты.
Рамбам в «Мишне Тора» цитирует эту мишну, однако делает важное дополнение, основанное на Псахим, 67а:
Храмовая гора более свята, чем Иерусалим. Но можно занести самого покойника на Храмовую гору и, само собой разумеется, туда можно входить оскверненным скверной смерти.
(В Псахим, 67а, это учат из того, что Моше взял с собой кости Йосефа. Останки Йосефа были с Моше в стане левитов, а статус Храмовой горы соответствует статусу стана левитов).
Все религиозные авторитеты, занимавшиеся этим вопросом, пытались выяснить, актуальны ли в наши дни степени святости, упомянутые в Мишне, и связанные с этим запреты. Трудность ответа на этот вопрос связана, во-первых, с тем, что в Талмуде на этот счет есть разные мнения (см. Швуот, 16б; Мегила, 10а; Звахим, 107б; Йебамот, 82б). а во-вторых, со спором между Рамбамом и рабби Авраамом ибн Даудом (Законы служения, 6:14:16).
Согласно Рамбаму, изначальная святость, которую придал этому место царь Шломо, построивший Храм, сохраняется на все времена, поскольку ее источником является божественное присутствие (Шхина), которое никуда не исчезает, ибо сказано: «“И сделаю пустыми святилища ваши” (Ваикра, 26:31) – святы они, даже когда пусты» (Мегила, 28а).
Согласно же рабби Аврааму ибн Дауду, первых Храм «был свят в свое время», однако затем это место утратило свою святость, «поэтому тот, кто туда входит, не подлежит наказанию карет».
Стоит отметить, что объяснение Рамбама, почему Шхина продолжает пребывать на Храмовой горе, звучит несколько натянуто, поскольку в трактате Мегила речь идет о синагогах, а не о Храме. Кроме того, в Талмуде и мидрашах есть разные мнения, где пребывает Шхина после разрушения Храма (см. напр. Рош га-Шана, 31а; Шмот Раба, 2:2; Сангедрин, 96б; Йома, 21б; Раши на Сукка, 53а).
Как бы то ни было, большинство ранних и поздних религиозных авторитетов постановило, что, в соответствие с мнением Рамбама, в наши дни запрещено восходить на Храмовую гору, чтобы случайно не попасть на территорию, пребывание на которой карается каретом – поскольку все мы пребываем в состоянии ритуальной скверны из-за контактов с мертвыми телами.
Вот список средневековых религиозных авторитетов, запрещающих посещать «место, где стоял Храм):
Рабби Элиэзер из Меца; рабби Барух из Вормса; рабби Эстори га-Пархи; рабби Александр Зусслин га-Коэн; рабби Шимон бен Цемах Дуран; рабби Авраам Гомбинер (Маген Авраам на Шулхан Арух, Орах Хаим 561).
В числе современных религиозных авторитетов, придерживавшихся этого мнения, назовем следующие имена:
Хафец Хаим; рабби Авраам-Ицхак Кук; рабби Авраам Борнштейн; рабби Овадия Йосеф; рабби Элиэзер Вальденберг; рабби Бецалель Золти; рабби Ханох-Зундель Гроссберг; рабби Шломо Авинер и др.
В 1968 году, вскоре после освобождения Старого города, было опубликовано воззвание, напоминающее о запрете подниматься на Храмовую гору. Его подписали пятьдесят раввинов и судей раввинских судов.
Вместе с тем, есть основания полагать, что вышеназванные религиозные авторитеты излишне перестраховывались, и что, в силу многих причин, некоторые участки Храмовой горы посещать можно.
Вот эти соображения:
1. Как уже было сказано, многие мудрецы Талмуда сомневались, что в наши дни Храмовая гора обладает такой же святостью, как в эпоху I Храма. Так же неочевидно, что закон соответствует мнению Рамбама, а не рабби Авраама ибн Дауда – в частности, Рамбан (на Авода Зара, 52б) и Меири (На Швуот, 15а) постановляют в соответствие с мнением последнего.
Кроме того, даже если закон соответствует мнению Рамбама – как мы увидим далее, есть достаточно оснований разрешить посещать отдельные участки Храмовой горы.
2. Из многочисленных источников известно, что евреи продолжали восходить и молиться на Храмовой горе с I по XV век.
2а. В мидраше Сифрей Дварим рассказывается, как рабан Гамлиэль и его коллеги посетили разрушенный Иерусалим. Дойдя до горы Скопус, они разодрали свои одежды, а взойдя на Храмовую гору, увидели лисицу, выбегающую из Святая Святых.
2b. В мидраше Седер Элиягу Раба, 28, рассказывается, как рабби Цадок вошел в руины Храма и воскликнул: Отец Небесный, Ты разрушил свой город и сжег свой Храм – и Ты спокоен и безмолвствуешь?! Другой мудрец, рабби Натан (II век) вошел в руины Храм и увидел, что одна из стен все еще стоит.
2c. В Тосефте Брахот, 6:2 рассказывается о Бен-Зоме, жившем в начале II века, который, увидев множество евреев на Храмовой горе, воскликнул: Благословен тот, кто создал множество людей, чтобы служить Ему.
2d. Согласно Иерусалимскому Талмуду (Псахим, 7:11), рабби Йоханан бар Мария ( IV век, Палестина) учил от имени рабби Пинхаса: из того, что мудрецы снимали обувь под воротами в стене, окружающей Храмовую гору, можно сделать вывод, что это место не было освящено.
Рабби Пинхас имел в виду следующее. Согласно закону, запрещено восходить на Храмовую гору в обуви (Мишна Брахот, 9:5). Следовательно, раз мудрецы снимали обувь только «под воротами», значит, этот участок никогда не был освящен. Из его высказывания так же следует, что в то время мудрецы регулярно восходили на Храмовую гору.
2e. Пилигрим из Бордо, посетивший Иерусалим в 333 году, сообщает, что евреи ежегодно собираются на Храмовой горе 9 ава, оплакивают разрушение Храма и разрывают одежды. Он так же сообщает, что возле двух монументов, воздвигнутых Адрианом, находится камень, на который евреи возливают масло.
2f. Согласно религиозным гимнам Элазара бын Калира и апокрифической Книге Зоровавеля, после того, как в 614 году персы заняли Иерусалим, они позволили евреям построить жертвенник и возобновить жертвоприношения. Очевидно, что в это время евреи бывали даже в самых священных местах Храмовой горы.
2g) Историк Бен-Цион Динур, первый израильский министр просвещения, приводит многочисленные еврейские и караимские свидетельства, что в годы мусульманского владычества (VII-IX вв.) на Храмовой горе находился «дом учения и молитвы».
2h. Согласно преданию, 14 октября 1165 году Храмовую гору посетил… сам Рамбам! Вот что пишет рабби Элазар Азкари, живший в Цфате в конце XVI века:
Вот что я нашел в конце текста, скопированного рабби Шмуэлем бен Авраамом с рукописи рабби Моше, Светоча Изгнания: «И в третий день недели, в четвертый день месяца Мархешван двадцать [49]26 от сотворения мира мы вышли из Акко с намерением попасть в Иерусалим, что было сопряжено с опасностью. И я зашел в Великий и Святой Дом, и молился там в пятый день недели, в шестой день месяца Мархешван».
(Стоит отметить, что некоторые исследователи, например, рабби проф. Шмуэль Кляйн, полагали это свидетельство фальшивкой, поскольку оно противоречит галахической позиции Рамбама).
2i. Рабби Менахем Меири из Прованса (124901315, Бейт га-Бхира) свидетельствует: «Как мы слышали, существует обычай восходить на Храмовую гору».
2j. В 1476078 годах между евреями и мусульманами Иерусалима возник конфликт, связанный с т.н. синагогой Рамбана в Еврейском квартале. Согласно судье-мусульманину, описавшему эту истории, в ходе тяжбы евреи приходили к мечети Аль-Акса, расположенной на южном склоне Храмовой горы. (Правда, некоторые исследователи полагают, что дело происходило вне пределов горы).
3. Как подчеркивает сам Рамбам, еврею, осквернившемуся прикосновением к трупу, не запрещено находиться на всей территории Храмовой горы. Ему запрещено лишь заходить за вал и на женский двор. Более тому, серьезному наказанию карет подлежит лишь тот, кто заходит на территорию двора исраэлитов и дальше.
На это различие так же указывает язык упомянутых выше ранних авторитетов. Все они говорят о запрете бывать там, «где находился Храм», «Храм и двор» и т.д. В отличие от современных авторитетов, ни один из них не говорил, что запрещено бывать «на Храмовой горе».
Иными словами, если однозначно идентифицировать, в какой части Храмовой горы приносились жертвы, можно будет четки понять, куда можно и куда нельзя заходить. Более того, соответствующие изыскания в свое время проделал рабби Давид ибн Зимра (1479-1573) , а в последствие и некоторые другие современные раввины и ученые.
В результате по меньшей мере десять современных раввинов постановили, что в наше время можно посещать некоторые части Храмовой горы. К примеру, бывший главный раввин Тель-Авива рабби Хаим-Давид Галеви полагал, что посещение Храмовой горы станет возможным, как только будет сделаны все необходимые замеры. Рабби Шломо Горен, главный раввин АОИ, а позже Израиля, руководствуясь собственными расчетами, молился на разрешенных участках горы. Рабби Йосеф Капах, ведущий религиозный авторитет йеменской общины, вместе с шестью коллегами подписал обращение в Главный раввинат Израиля, требующее издать четкие правила посещения Храмовой горы. Наконец, раввин поселения Эфрат рабби Шломо Рискин поднимается на Храмовую гору не реже, чем раз в году.
Основными источниками сведений о границах святилища конца эпохи II Храма являются трактат Мишны «Мидот», а так же «Иудейские войны» и «Иудейские древности» Иосифа Флавия. Между этими источниками есть много противоречий. Однако существует два пункта, по которым у раввинов и археологов имеется практически полный нонсенсус:
1). Современная Храмовая гора гораздо больше горы, описанной Флавием и Мишной. (Современный периметр – ок, 1500 м., по Флавию – 800 или 1200 м., согласно Мишне – ок. 1000 м.). Этот факт был замечен еще тосафистами: «Гора гораздо больше, чем 500 на 500 локтей, но только 500 на 500 локтей святы». Совершенно очевидно, что всю южная часть Храмовой горы, к югу от ворот Муграби, а так же все, что находится к северу от платформы, на которой возведен Золотой купол, было досыпано царем Иродом. Соответственно, эти участки не обладают святостью, о которой говорит Мишна.
2). Громадный камень под Золотым куполом – либо «краеугольный камень», находившийся в Святая Святых, либо основание храмового жертвенника. (Израильский профессор Ашер Кауфман полагал, что Святая Святых находилась к северу от Купола, но большинство археологов с этим не согласилось).
Соответственно, существует очень немного разногласий относительно храмовых границ в северной и южной части горы. Основные сомнения касаются восточной и западной стороны, поскольку здесь все зависит от точного местоположения «краеугольного камня».