next perv

Молитвы и амулеты. Как евреи пытались защититься от эпидемий



На протяжение истории жители святой земли неоднократно страдали от различных эпидемий. Так, в VI веке страну накрыла т.н.  «Юстинианова чума», разразившаяся в годы правления прославленного византийского императора Юстиниана. В Палестину, находившуюся в те годы под властью Византии, болезнь пришла из Египта, в 541-42 годах.

Прокопий Кесарийский, один из самых знаменитых византийских писателей-историков, писал об этом бедствии:

От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили своё ремесло…

Йос Лиферинкс, Св. Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы

Около 1050 года в Месопотамии произошла новая вспышка чумы. С 1100 по 1200 гг. эпидемии отмечались в Индии, Средней Азии и Китае, однако болезнь так же проникла  в Сирию, Палестину и Египет. Особенно сильно пострадало население Египта.

О том, как евреи пытались защититься от подобных бедствий, мы уже писали. Недавно Хен Малуль, сотрудник Национальной библиотеки Израиля, так же опубликовал интересную заметку на эту тему.

В XVI веке город Цфат в Галилее стал одним из ведущих центров еврейской мысли и изучения Торы, прежде всего ее эзотерической части (Каббалы). Эпидемии в это время случались часто – некоторые говорили, что едва ли не каждые шесть или семь лет. И цфатские мудрецы пытались, по мере сил, бороться с этими бедствиями – с помощью специальных амулетов и других мистических средств.

Один из таких амулетов был найден в Национальной библиотеке Израиля, в книге Шааг га-Йехудим («Врата единений»), написанной прославленным цфатским каббалистом рабби Хаимом Виталем.  Титул гласил: «Амулет от мора от святого Ари». (Ари – учитель р. Хаима Виталя, рабби Ицхак Лурия). Камея состоит из двух амулетов, соединенных вместе: один сверху, другой снизу.

Синагога Ари в Цфате. Согласно традиции, р. Лурия родился в этом доме

Еще один интересный текст можно увидеть в одной из рукописей, входящей в состав т.н. Собрания Билла Гросса.  Речь идет о «Молитве против мора».  Она начинается словами псалма, которые нередко помещают в синагоге на ковчеге, в котором хранятся свитки Торы: «Представляю Господа пред собой всегда».  Затем следует 91 псалом, где говорится, что пребывающий под сенью Всевышнего, может ничего не страшиться, в том числе «мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень».  Затем следует библейский рассказ о том, как первосвященник Аарон остановил эпидемию с помощью курений:

И сказал Моше Аарону: возьми совок и положи в него огня с жертвенника, и положи курения, и неси скорее к общине, и искупи их; ибо вышел гнев от Господа, начался мор. И взял Аарон, как говорил Моше, и побежал в среду общества, и вот, начался мор в народе; а он положил курение и искупил народ. И стал он между мертвыми и живыми, и прекратился мор.

Бемидбар, 17:11-13

Иными словами, в отличие от цфатских каббалистов, пытавшихся защититься от эпидемии с помощью амулетов и божественных имен, авторы молитвы обратились к каноническим библейским текстам, рассказывающих о победах над эпидемии. Судя по почерку, а так же имени юноши, которому посвящена рукопись – некто Йосеф-Цемах-Габриэль Донати – документ, судя по всему, появился в Италии в XVIII веке.

Еще один интересный манускрипт (Италия, XIX век) хранится сегодня в Британской библиотеке в Лондоне. В отличие от двух других документов, в нем говорится не просто о «море», но о конкретной болезни – холере (cholera morbus), бушевавшей в то время на Апеннинах. (К примеру, в 1836 году в Фриули от холеры скончался Карл X, бывший король Франции, свергнутый в 1830 году). Неизвестный автор надеялся, что «никакое бедствие не поразит нас, мор не приблизится к нашему шатру». Подобно многим авторам подобных текстов, он видел непосредственную связь между соблюдением законов Торы и здоровьем как отдельных лиц, так и всей общины.  Среди прочего, он приводил следующее обещание Всевышнего: «Я, Господь, исцелю вас, как сказано: «И засияет вам, боящиеся имени Моего, солнце спасения, и исцеление – в крыльях его» (Малахи, 3:20)».

Насколько действенным были эти молитвы и амулеты, каждый решает самостоятельно, в соответствие со своими убеждениями. Однако известно, что самому рабби  р. Лурие его камея,  судя по всему, не помогла.  Великий каббалист скончался в 1572 году во время очередной эпидемии, в возрасте 38 лет.

Могила р. Ицхака Лурии в Цфате

Александр Элькин

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.