Могила Моше под Иерусалимом и улица Знамени
В последней главе книги Дварим (Второзаконие), которую читают в праздник Симхат Тора, рассказывается о кончине Моше:
И умер там Моше, раб Бoжий, в земле Моавитской, по слову Гoсподню. И похоронен он в долине, в земле Моавитской, против Бeйт-Пeора, и никто не знает погребения его до сего дня.
Дварим, 34:5-6
Совершенно очевидно, что это место находится в Заиорданье, т.е. на территории современной Иордании. Тем не менее, в Иудейской пустыне в долине Букеа, в 15 километрах к северо-востоку от Иерусалима, находится обнесенный стеной комплекс зданий, состоящий из мечети, приюта и двух колодцев, который арабы называют Наби Муса («Пророк Муса») – поскольку, согласно местному преданию, в этом месте находится гробница Моше!
Когда и каким образом возникло это предание, доподлинно неизвестно. Предполагают, что изначально мусульмане совершали паломничество в долину Букеа, поскольку там находилась возвышенность, откуда можно было увидеть наиболее вероятное место погребения Моше, гору Нево в Заиорданье. Позже, однако, кто-то предположил, что в этом месте находится сама могила величайшего из пророков!
Относительно того, кто и когда первым выдвинул эту гипотезу, источники разнятся. Одни утверждают, что это был Саладин, который в XII веке очистил от крестоносцев значительную часть Палестины, и был заинтересован в мусульманском паломничестве. Другие полагают, что это был мамлюкский султан Бейбарс, построивший на этом месте несколько строений и превративший его в центр паломничества.
В Наби Муса сохранилась надпись времён Бейбарса:Именем Аллаха, милостивого, милосердного…, который повелел построить это святое здание над могильным камнем пророка Мусы, мир ему и благословение
К началу XIX века гробница пришла в упадок. После того, как турки отремонтировали ее ок. 1820 года, возник новый обычай. Весной, в праздник Наби Муса, тысячи мусульман стекались в Иерусалим и собирались около дома иерусалимского муфтия в Мусульманском квартале Иерусалима. Оттуда многочисленная процессия отправлялась в Наби Муса. Во главе колонны на белом коне гарцевал сам муфтий, держа в высоко поднятой руке расшитое золотом знамя. Судя по всему, это было весьма впечатляющее зрелище. Поэтому небольшой проулок, где находился дом муфтия, стали называть улицей Знамени (по-турецки El Bayarik).
Как пишут известные экскурсоводы и краеведы Авива и Шмуэль Бар-Ам, помимо дома муфтия, на улице Знамени и рядом с ней находится немало других интересных мест. Улица Знамени отходит от улицы Маале га-Мидраша («Школьного подъема»)). Арабское название этой улицы – Такия. Поскольку на арабском это слово означает «богадельня», «благотворительное учреждение», очевидно, в стародавние времена здесь жил какой-то праведный человек, славившийся своей благотворительностью. Некоторые полагают, что это была никто иная, как госпожа Туншук, жена мамлюкского правителя Музафара а-Дина, который в 1388 году построил в Иерусалиме роскошный дворец. Госпожа Туншук, несомненно, отличалась праведностью: в своем дворце она поселила сирот.
Во дворце госпожи Туншук особенно примечательны три высоких дверных проема, отделанные мрамором и украшенные роскошной мозаикой. Окна этого особняка украшены тонкой резьбой по камню, нависающей в виде сталактита. После смерти госпожа Туншук была похоронена напротив своего дворца. Ее могила отделана панелями, изготовленными из разноцветного мрамора.
Однако есть и другая гипотеза. В более поздние времена в этом дворце жила знаменитая Роксолана – рабыня, ставшая сначала наложницей, а затем и любимой женой султана Сулеймана Великолепного, который в 1538 году отстроил стены Иерусалима. Так же будучи благочестивой женщиной, она открыла во дворце благотворительную столовую для бедных мусульман.
Что же до самой улицы Знамени, то здесь находится двор, в котором около тридцати лет помещалась первая еврейская типография в Земле Израиля. Ее основал Исраэль Бак, уроженец Украины, в 1831 году поселившийся в Цфате. Бак так же создал первую современную еврейскую ферму в Палестине.
В 1841 году Бак перенес свою типографию в Иерусалим, где издал более ста еврейских книг. 22 года спустя Бак начал выпускать ивритоязычный ежемесячник Хавацелет («Лилия»), который должен был составить конкуренцию другому ежемесячнику, Га-Леванон («Ливан»), начавшему выходить несколькими месяцами ранее. Это были два первых ивритоязычных периодических издания! К сожалению, оба журнала вскоре были закрыты турецкими властями.
В 1870 году Дов Фрумин, зять Бака, возобновил работу типографии, и в 1874 году перевел машины и сотрудников во двор на улице Знамени. Фрумин возобновил издание «Хавацелета»: газета выходила сначала дважды в месяц, а затем раз в неделю. Позже сын Фрумина станет первым и единственным еврейским судьей британского Верховного суда подмандатной Палестины.
Здание, где находилась типография, принадлежало иерусалимскому Вакфу. Фрумкины арендовали двор, где жили и работали, до 1911 года, когда они переехали в один из новых еврейских районов за стенами Старого города.