Млахим II, глава XXV. Комментарий
Невухаднеццар пошел со всем войском на Иерусалим – видимо, Навуходоносор был настолько разгневан предательством Цидкийау, что возглавил поход лично.
Осадил его и воздвиг вокруг него осадные башни – в качестве одной из ответных мер иудейский царь заключил в тюрьму пророка Йирмийау, чтобы он своими выступлениями не подрывал боевой дух иудейских воинов (Иер 38: 4).
Город находился в осаде до одиннадцатого года (правления) царя Цидкийау – одновременно с осадой Иерусалима вавилонское войско захватывало и опустошало другие города Иудеи (см. Иер 34: 7-8; 44: 2). В архиве лахишских остраконов сохранились трагические свидетельства этих событий (см. статью Нины Хеймец «Тель Лахиш: секрет земляного вала» на сайте «Я-Тора»).
В городской (стене) был сделан пролом, и все воины (бежали) ночью через ворота – дошедший до нас текст явно испорчен, и в современных переводах (Gray: 695; Alter: 847) он реконструируется с помощью фрагментов того же текста, приведенного в Иер 39.
Халдеи – имеются в виду вавилоняне, которыми в то время управляла халдейская династия. Ривла – см. комментарий к 23: 33; резиденция Невухаднеццара во время войны с иудеями, в которую он к тому моменту успел вернуться после осады Иерусалима.
А сыновей Цидкийау зарезали на его глазах и самого Цидкийау ослепили – смерть сыновей была последним, что Цидкийау увидел в своей жизни. К тому же эта казнь имела политический смысл – больше не оставалось претендентов на иудейский престол (Alter: 848).
25: 8-24
Начальник над поварами – рав-таббахим. Этот титул, дававший полномочия, далеко выходящие за пределы кулинарной сферы, напоминает титул Потифара в истории Йосефа (сар ha-таббахим). Невузарадан – от аккадского Набу-зер-иддин “Набу дает потомство”.
И он сжег Храм Господень, царский дворец и все иерусалимские дома – все большие дома спалил он огнем – помимо этого, он по приказу Навуходоносора взял под личное покровительство пророка Йирмийау, освободив его из тюрьмы (Иер 39: 11-14). Вавилонская власть, безусловно, видела в Йирмийау полезного человека, способного работать в туземной администрации под началом Гедальяу (см. о нем стих 22), к которому его и прикомандировали.
Все большие дома – коль бейт гадоль. При дошедшей до нас огласовке это значит скорее «все дома больших людей/вельмож».
А из местной бедноты начальник над поварами оставил полевых работников и работников на виноградниках – на самом деле в Иудее оставалась не только беднота. Гедалья, назначенный вавилонским царем во главе местной администрации, состоявший при нем пророк Йирмийау и заговощики, убившие Гедалью, происходили из высших слоев общества. В западной части Иерусалима было раскопано погребение Катеф-Хинном, использовавшееся в течение всего шестого века до н.э. Это кладбище, безусловно, предназначалось для аристократии (Alter: 849).
А бронзовые столбы, что в Храме Господнем, подставки и бронзовое море, что в Храме Господнем, халдеи разломали и увезли бронзу в Вавилон, и далее – вывоз сокровищ из храмов был обычным делом в завоевательных походах. Список, приведенный ниже, соотносится с 1 Цар 6-7, где описывается установка этих предметов в Храме Шеломо.
Бронзовое море – см. комментарий к 1 Цар 7: 23.
Главный священник – коheн ha-рош вместо обычного термина коhен гадоль «великий священник». Высылка Серайау и Цефаньяу, возможно, ставила своей целью не допустить возобновления культа в Иерусалимском Храме.
Придворный – сарис; другой возможный перевод – «евнух».
Шестьдесят местных жителей – шишшим иш ме-ам ha-арец, букв. «шестьдесят мужчин из народа страны». Возможно, имеется в виду простой народ.
Гедальяу – значение имени: «велик Господь, возвеличил Господь». Сына Ахикама, сына Шафана – иначе говоря, Гедальяу был внуком того самого писца Шафана, который во времена Хизкийау получил книгу Торы, хранившуюся в Храме, и читал ее царю (22: 9-11). Иными словами, он принадлежал к тем же кругам книжников-второзаконников, что и редактор книг Царей. Судя по Иер 40: 10, основной функцией Гедальяу был контроль над сбором дани.
Не бойтесь служить халдеям, живите (и дальше) в стране, служите вавилонскому царю, и будет вам хорошо – обращает на себя внимание сходство с призывами Йирмийау, обращенными к переселенцам (Иер 29: 1-15). Гедальяу, подобно своему помощнику Йирмийау, принадлежал к провавилонской партии, и сторонники союза с Египтом, видимо, считали их предателями.
25: 25-26
На седьмой месяц пришел Йишмаэль, сын Нетаньи, сына Элишамы из царского рода, а с ним десять человек – они убили Гедальяу, а также иудеев и халдеев, которые находились с ним в Мицпе – согласно Иер 40: 14-16, Йишмаэль соверщил убийство по заданию аммонитянского царя Баалиса (не случайно он бежал потом к аммонитянам), причем Гедальяу предупреждали, а он не хотел верить. В память об этом печальном событии в еврейской традиции существует пост Гедальи, который отмечается третьего числа месяца тишрей, сразу после еврейского Нового Года. К этому Иер 41: 4 след. рассказывает ужасающую историю о том, как на следующий день к Йишмаэлю, сыну Нетаньи пришли восемьдесят человек из Шехема, Шило и Шомрона без бород и с надорванными одеждами, чтобы воскурить ладан в Храме, о гибели которого они, видимо, еще не знали (другое предположение состоит в том, что на развалинах Храма еще совершалось какое-то служение – Rogerson: 154). Встретив их, Йишмаэль сказал им: «Пойдемте к Гедальяу, сыну Ахикама». Когда они вошли в город, Йишмаэль зарезал их и бросил в ров. После этого он вместе с людьми, оставшимися в живых, бежал в землю аммонитян. Непонятно, зачем этому радетелю о независимости (видимо, из проегипетской партии) было убивать паломников, пришедших с территории Северного царства.
Ушли в Египет, потому что боялись халдеев – в то время в Египте появилось большое еврейское население. Помимо колонии в Элефантине (Йев), можно вспомнить иудейскую колонию, упоминаемую в Иса 19: 18-19. К этому времени относится начало собирания и записи еврейских преданий в Египте, которые отразились в переводе Септуагинты. В числе прочих, в Египет был насильственно угнан пророк Йирмийау, резко возражавший против переселения иудеев в эту страну, а также его секретарь Барух, сын Нерьи (Иер 43: 6-7).
25: 27-30
Эвиль Меродах – имя означает по-аккадски «человек Мардука». Царствовал два года после смерти Невухаднеццара.
Выпустил иудейского царя Йеойахина из темницы … И дал другую одежду вместо одежды узника – ср. выход Йосефа из египетской тюрьмы (Быт 41: 14).
И поставил его престол выше престолов других царей, находившихся с ним в Вавилоне … Свою еду получал он постоянно от царя каждый день во все дни своей жизни – книга заканчивается на ноте надежды – при смене власти в Вавилоне Йеойахин вновь обретает царское достоинство (хотя исторически и маловероятно, что его статус был выше статуса других царей, находившихся в плену), и вавилонский царь заботится о нем до конца его жизни.