next perv

Млахим II, глава XXII. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

….ему было восемь лет. Он царствовал в Иерусалиме тридцать один год – безусловно, первые несколько лет царство управлялось регентом или регентами, о которых, однако, библейский рассказ ничего не сообщает. Поскольку царедворцы, свергшие Амона, в свою очередь были перебиты, к власти, видимо, пришли совсем другие люди – возможно, книжники-второзаконники, о которых речь пойдет ниже (ср. также наше предисловие к Второзаконию).

Боцкат – упоминается в Нав 15: 39; место располагалось между Лахишем и Эглоном. Не отклоняясь – буквально: «не отклоняясь вправо и влево», распространенная второзаконническая формула.

На восемнадцатый год царствования Йошийау, и далее – начало реформ этого царя совпадает с ослаблением Ассирии, верными вассалами которой были Менашше и Амон. В 626 г. до н. э. независимость от Ассирии обрел Вавилон При фараоне Псаметтихе I (664-610 г. до н. э.) из подчинения вышел также Египет. С севера нападали мидяне. В конце концов в 612 г. до н. э. ассирийская столица Ниневия пала под ударами мидян и вавилонян. В условиях  создавшегося вакуума силы Йошийау смог вернуть Иерусалиму терриории, ранее принадлежавшие Северному царству, в том числе Бет-Эль и Шомрон. С другой стороны, религиозная реформа укрепили духовную независимость Иудейского царства. Своими завоеваниями на севере Йошийау фактически возрождал объединенное царство времен Давида и Шеломо, а контроль над культом представлял собой прекрасное средство для укрепления царской власти над всей страной. Этот расцвет прервался гибелью царя в битве с фараоном Нехо (609 г. до н. э.), после чего последовал окончательный упадок Иудейского царства.

Писец софер. Слово может переводиться и как «книжник». В данном случае речь идет о названии важной государственной должности  (ср. 2 Сам 20: 25; 1 Цар 4: 3).

Шафан – значение имени: «даман (грызун)».  Сыновья и внуки Шафана тоже были высокопоставленными государственными чиновниками и упоминаются в пророческих книгах. Одним из его внуков был Гедальяу, которого вавилоняне назначили главой местной администрации после уничтожения Иудейского царства (см. 25: 22-25).

Ацальяу – значение имени: «Господь выделил, отличил» (Noth, цит. по Gray: 658).

Хилькийау – значение имени: «Господь мой надел». Возможно, речь идет о том самом Хилькийау, который приходился отцом пророку Йирмийау (Иеремии). Если так, то он должен был тогда проживать в деревне Анатот, откуда был родом его сын. В 1980 году был найден перстень с печаткой, на которой написано «(принадлежит) Ханану, сыну Хилькии‑священника». Другому сыну Хилькии, Азарии, принажлежала булла (глиняная печать), найденая в 1982 году в Иерусалиме. Согласно 1 Хр 5: 39; 9: 11, Азария занял место «великого священника»  Хилькийау и, видимо, приходился ему старшим сыном. Судя по всему, печати Ханана и Азарии были сделаны одним и тем же мастером.

Великий священникhа коhен hа-гадоль. Первое упоминание этого титула, более характерного для послепленной эпохи, в контексте которой он обычно передается как «первосвященник».

(Вели ему) переплавить серебро, которое приносят в Храм Господень и которое хранители порога собирают у народа. И пусть отдадут его работникам, назначенным в Храм, чтобы укрепить строение Храма – Йошийау затевает починку Храма, подобную той, которую произвел в свое время царь Йоаш (12: 1-17).

Серебро, которое приносят в Храм Господень и которое хранители порога собирают у народа – ср. 12: 10. Вообще говоря, в этой главе наказ священнику Хилькияу о собирании серебра на ремонт Храма (стихи 4-7) построен по схеме отрывка 12: 10-16.

И пусть отдадут его работникам, назначенным в Храм, чтобы укрепить строение Храма – ср. 12: 12: «Взвесив серебро, они отдали его работникам, производившим починку Храма…».

И пусть отдадут его работникам, назначенным в Храм, чтобы укрепить строение Храма. (Пусть отдадут его) кузнецам, строителям и каменщикам на покупку  дерева и тесаного камня для укрепления Храма – ср. 12: 12-13: «Взвесив серебро, они отдали его работникам, производившим починку Храма – плотникам и строителям, работавшим в Храме Господнем, а также каменщикам и каменотесам, и на покупку дерева и тесаного камня на починку Храма и того, что в нем находилось».

Но выданное им серебро учитывать не надо, так как они ведут дела честно – ср. 12: 16: «А с людьми, через которых передавалось серебро для работников, не было препирательств – они свое дело делали честно».

Книгу наставления нашел я в Храме Господнем – со времен Мартина Леберехта Вильгельма де Ветта (1805 г.) в библеистике принято считать, что эта книга представляла собой ядро будущего Второзакония с его идеей централизации культа (см. подробнее наше предисловие к Второзаконию на сайте «Я-Тора»). Неизвестно, была книга, действительно, найдена в Храме или подброшена в него. Во втором случае неясно, было ли это сделано с ведома царя или он был поставлен перед фактом. В более «честном» варианте вероятнее всего, что текст, найденный в Храме, был написан во времена Хизкийау, который первым начал централизацию культа, и пролежал там все пятьдесят семь лет, покуда у власти были Менашше и Амон. Книга наставления – сефер hа-тора. Слово сефер обозначало любой письменный документ. О переводе термина тора словом «наставление» см. наш комментарий к Втор 1: 5.

Надорвал на себе одежду – в знак траура; возможно, на царя произвели впечатление мрачные пророчества, содержащиеся в кннге.

Ахбор – значение имени: «мышь». Ср. выше имя Шафан. Хульда – значение имени: «самка горностая» (Brown – Driver – Briggs: 317). Единственная пророчица, упомянутая в Книгах Царей. Как видно из текста, обращение к ней ничем не отличается от обращения к пророку-мужчине. Заметим, что в это время уже действовали такие классические пророки, как Йирмийау (Иеремия) и Цефанья. Почему не обратились к ним?

Хранитель одежд – видимо, мелкая должность при дворце.

Мишне – значение названия: «дополнительный, добавочный». Речь явно идет о новом квартале Иерусалима, судя по всему, находившемся к северу от Города Давида.

Скажите человеку, который вас ко мне послал  – пророчица не говорит, о ком идет речь. В стихе 18 он именуется «царь Йеуды, который прислал вас», хотя имя по-прежнему не называется (Alter: 835).

Все (будет, как) написано в книге, которую читал иудейский царь – сама Хульда эту книгу еще не читала, так что ее содержание, видимо, она знает, благодаря пророческой интуиции. Впрочем, ее слова представляют собой достаточно стереотипное «пророчество несчастья».

Мирно почиешь с предками – на самом деле Йошийау погиб в бою (22: 29).


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение