next perv

Млахим II, глава XIV. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

Йеоадан – письменная форма («ктив»), представленная в масоретском тексте – Йеоаддин. Примерное значение имени Йеоадан, представленного во всех других источниках, включая масоретское «кри», «Господь даст (дал) наслаждение».

Только (служение) на высотах еще не было уничтожено – народ (еще) приносил жертвы и воскурения на высотах – это служение не было уничтожено до времен царя Хизкийау (18: 4).

А когда он укрепил свою власть, то убил своих слуг – тех, которые убили его отца, отомстив тем самым за его кровь.

Нельзя убивать отцов за грехи сыновей, и сыновей нельзя убивать за грехи отцов, но каждый пусть умирает за свой грех – Втор 24: 16. Поскольку здесь приводится цитата из Второзакония, причем само название «наставление Моше» (торат Моше) носит явно второзаконнический характер (ср. 1 Цар 2: 3), перед нами явно поздняя добавка, сделанная не ранее седьмого века до н.э. Реальная причина такой сдержанности Амацьяу может быть политической – он не хотел ссориться с кругами, из которых вышли убийцы его отца.

Соляная долина – нет полной уверенности, где эта долина располагалась. Обычно считается, что речь идет о низменности к югу от Мертвого моря; другая возможность – Вади Милх («Соляное русло») к югу от Беэр-Шевы. Десять тысяч человек – возможно другое понимание текста, согласно которому десять тысяч – число воинов, оставшихся в живых (Gray: 546, 548).

Он разгромил эдомитян, и далее – согласно 2 Хр 25: 6-10, в иудейской  армии присутствовали также наемники из Северного царства, однако царь отослал их обратно по указанию некоего «человека Божьего», так как, по его словам, Бог был против северян, и их участие в войне принесло бы иудеям несчастье. Как отмечается в тексте Хроник, наемники «весьма разгневались» на иудеев и вернулись домой «во гневе», хотя им было заплачено сполна. Села – значение названия: «скала, утес». Места с этим названием упоминаются в Библии неоднократно, причем нет уверенности, что в разных библейских пассажах речь идет об одном и том же месте. В нашем случае не исключается, что речь идет о знаменитой Петре (по-гречески «скала») в современной Иордании, где в более поздние времена был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль (ср. название этого места на иврите: ha-Села ha-Адом «красная скала»). Йоктеэль – значение названия неясно. Ср. имя Йекутиэль, упоминаемое в 1 Хр 4: 18. До сего дня – характерное второзаконническое выражение.

14: 8-16

Давай сойдемся лицом к лицу – из текста не видно, почему иудейский царь решает бросить вызов явно более сильному северному соседу. Возможно, что его воодушевила на это победа над Эдомом.

Ливанский чертополох послал (сватов) к ливанскому кедру, и далее – ср. притчу Йотама о деревьях в Суд 9: 7-15. Смысл слов Йоаша вполне ясен из стиха 10. Ты разбил эдомитян и возгордился – эти слова, возможно, подтверждают правильность нашего предположения о причинах нападения Амации на Северное царство.

Бет-Шемеш, что в Йеуде – в отличие от Бет-Шемеша, что в наделе Нафтали (Верхняя Галилея; Нав 19: 38 и Суд 1: 33).

Пришел в Иерусалим – видимо, со стороны Бет-Шемеша, т.е. с юго-запада, откуда часто приходили в Иерусалим завоеватели.

Проломил городскую стену – таким образом, город стало невозможно защищать. Эфрайимовы ворота, очевидным образом, располагались в северной стене города, а Угловые ворота, скорее всего, находились на северо-западе.

Заложники бене ha– таарувот. Это выражение встречается только здесь и в параллельном рассказе в 2 Хр 25: 24.

Остальные дела Йеоаша, и далее – в стихах 15-16 вновь, посреди материала, посвященного Амацье, повторяется стереотипная концовка рассказа о царе (ср. 12: 20).

14: 17-22

Против него в Иерусалиме был устроен заговор – так же, как в свое время против его отца. В обоих случаях мотивы заговорщиков не указываются. Следует при этом отметить, что оба заговора были направлены против конкретного царя, а не против династии, которая продолжала править Южным царством. В случае Амацьи мотивом могла послужить необдуманная война с северянами, приведшая к поражению и очередному опустошению храмовой сокровищницы. Азарья – в других библейских книгах известен как Уззия (ср. ниже, комментарий к 15: 6).

Эйлат – в 2 Хр 26: 2 – Эйлот. Город находился на территории, ранее долгое время принадлежавшей эдомитянам.

14: 23-29

Йаровеам, сын Йоаша – повествователь уделяет очень мало места этому царю, который и правил долго (сорок один год) и осуществил немалые территориальные приобретения, о которых рассказывается в стихе 25.

Не отступаясь от грехов Йаровеама, сына Невата, который ввел Израиль в грех – отсюда неясно, осуществил ли Йаровеам какие-то культовые нововведения или просто остался верен практике, установившейся во времена его тезки после смерти Шеломо и раскола царства.

От Лево-Хамата до моря Аравы – соответственно, северная и южная граница царства Шеломо (ср. 1 Цар 8: 65).

Йона, сын Амиттая – об этом пророке и его пророчествах мы ничего не знаем, однако его именем воспользовался автор времен Второго Храма, написавший назидательную новеллу, известную под названием книги Ионы.

Гат-Хефер – деревня на территории колена Зевулуна (Нав 19: 13). В наше время в арабской деревне Эль-Мешхед находится предполагаемая могила этого пророка с соответствующим местным культом.

Ибо Господь увидел плачевное положение Израиля, и далее – попытка разрешить противоречие между блестящим характером правления Йаровеама II и теологически отрицательной оценкой, которая дается этому царству. Бог сделал Йаровеама успешным, потому что больше никто не годился на роль спасителя Израиля.

Ни рабов, ни свободныхацур ве-азув, ср. комментарий к 1 Цар 14: 10.

И не пожелал он стереть имя Израиля из-под небес – через двадцать лет после окончания царствования Йаровеама Северное царство (Израиль) было уничтожено. Значит ли это, что комментируемый стих написан в течение этих двух десятилетий?

Как он вернул Дамаск и Хамат – если текст не испорчен, перед нами крайне гиперболизированное описание военных успехов Йаровеама. Дамаск  не был частью Израиля даже в золотые времена Шеломо (насчет Хамата возможны сомнения – согласно 2 Хр 8: 4, Шеломо строил там города-хранилища). Усиление Северного царства в описываемое время стало возможным из-за ассирийско-арамейских войн во времена Ададнирари III, Шальманесера IV и Тиглатпилесера III. Наиболее могущественные противники Израиля были заняты друг другом, и благодаря этому Израиль получил передышку.

Хамат – нынешняя Хама в Сирии. Впервые это название встречается в книге Бытия (10: 18), а в 2 Сам 8: 9, 10 упоминается «Тои, царь Хамата», который был союзником Давида. Во второй половине 8 в. до н. э. Хамат был покорен Ассирией вместе с другими царствами, включая Израиль, а его жители впоследствии, после неудачного восстания, были переселены в Шомрон.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.