next perv

Млахим II, глава XIII. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

На двадцать третий год Йоаша, сына Ахазьяу, царя Йеуды, над Израилем воцарился Йеоахаз, сын Йеу, (и правил) в Шомроне семнадцать лет – как обычно в книгах Царей, здесь производится согласование хронологий Северного и Южного царств.

И он творил неугодное Господу, и грешил, подобно Йаровеаму, сыну Невата, не отступаясь (от его грехов) – это вряд ли значит, что Йеоахаз был менее «благочестив», чем его отец Йеу. Нововведения Йаровеама по-прежнему воспринимались как часть нормативного культа.

Арамейского царя Хазаэля и Бен-Адада, сына Хазаэля – арамейское царство Дамаска в эту эпоху угнетает не только южан, но и северян. Хазаэль – ср. предыдущую главу, стихи 18-19. Господь послал израильтянам спасителя – неожиданное употребление формулы, характерной для книги Судей. Неизвестно, кто был этим спасителем. Маловероятно, что речь идет о каком-то иудейском или израильском царе. Наиболее вероятной кандидатурой на роль такого «спасителя» выступает ассирийский царь Ададнирари III, который пришел к власти в 810 году до н.э., а в 806 году до н.э. осадил Дамаск. Некоторые исследователи предлагают на эту роль хаматского правителя Закира, который жаловался на «Бар-Адада (в нашем тексте Бен-Адада), сына Хазаэля». Тем не менее, в ситуации, о которой идет речь, Закир выступал скорее в качестве страдающей стороны, так как арамейцы на него напали, чтобы втянуть в коалицию против Ассирии.

У себя в домах – букв. «у себя в шатрах». Интересно, что и в этом случае повествователь  прибегает к архаичной фразеологии.

Грешилбаh haлах, букв. «шел по его (пути)».

Дерево Ашеры (все еще) стояло в Шомроне – установлено оно было значительно раньше царствования  Йеоахаза, а Йеоахаз просто не считал нужным его уничтожать.

Пятьдесят конных, десять колесниц и десять тысяч пеших – комментаторы отмечают некоторую странность этого списка, поскольку, если пятьдесят конных и десять колесниц годятся разве что для какого-нибудь почетного эскорта, то десять тысяч пеших представляли в то время вполне приличную военную силу.

А остальные дела Йеоахаза, все, что он сделал, и его подвиги, описаны в Книге летописи царей Израиля – традиционная концовка рассказа о царе.

13: 10-13

На тридцать седьмой год (царствования) иудейского царя Йоаша над Израилем в Шомроне воцарился Йеоаш, и далее – стихи 10-13 поражают своим формульным характером. В них нет практически ничего, чего бы не было в описаниях жизни и смерти других царей Израиля и Иудеи. Такое впечатление, что повествователь просто хочет отделаться от этого царствования. Тем не менее, после финальной формулы этого рассказа («И упокоился Йоаш вместе с предками, и был похоронен в Шомроне вместе с израильскими царями») повествователь возвращается к нему. Этот царь играет активную роль в рассказе о смерти пророка Элиши (стихи 14-21), и далее следует подробный рассказ о войнах Йоаша, а стереотипная концовка рассказа повторяется в середине следующей главы (14: 15-16). Представляется, что комментируемый текст имел сложную редакционную историю, однако ее реконструкция не входит в число задач нашего комментария.

13: 14-21

А Элиша заболел и был при смерти, и далее – последний рассказ из цикла об Элише, привязанный к политической истории Северного царства. Выступает в качестве пролога к рассказу о победе над арамейцами.

И пришел к немува-йеред элав, букв. «и спустился к нему». Не совсем понятно, куда именно «спустился» царь Йеоаш – в дом Элиши в Шомроне (ср. 6: 20-23) или на родину его семьи в Авель-Мехола. Как полагает Gray (541), поскольку рядом с могилой Элиши впоследствие появились моавитяне, совершавшие набег (стих 21), эта могила должна была находиться недалеко от Иордана – возможно, на территории, занимаемой пророческой общиной Гильгаля. Исходя из того, что у евреев не принято задерживать похороны, можно предположить, что Элиша там и умер. Отец, отец! Колесницы и всадники Израиля – как мы помним, (2: 12), эти же слова сам Элиша говорил при расставании с Элийау, который должен был вознестись на небо. Смысл их, видимо, состоит в тот, что «человек Божий» так же важен для защиты Израиля, как израильская конница.

Возьми лук и стрелы – Элиша предлагает царю совершить символическое действие, которое приведет его к победе над арамейцами. Подобные ритуалы, представляющие собой форму симпатической магии, существовали также в древнем Египте.

В Афеке ты разобьешь арамейцев наголову – место под названием Афек упоминается в Библии неоднократно (Нав 12: 18, 19: 30; Суд 1: 31; 1 Сам 4: 1; 29: 1; 1 Цар 20: 26-30; возможно, речь идет о разных местах, известных под этим названием), однако описание битвы при Афеке, в ходе которой израильский царь Йеоаш разбил арамейцев, мы в Библии не находим.

(Ты должен был) ударить пять-шесть раз, тогда бы ты разбил арамейцев наголову.

А так ты разобьешь арамейцев (только) три раза – удары стрелами по земле также представляют собой акт симпатической магии, обозначающий в данном случае победы над арамейцами. Йеоашу не удалось окончательно разгромить этого могущественного противника Израиля и Иудеи, что и отражено в приведенной легенде.

В начале года страна подверглась набегам моавитян – в начале года (т.е. в начале осени) моавитяне могли поживиться собранным урожаем. Израиль в это время был ослаблен войнами с арамейцами.

Тот прикоснулся к костям Элиши и ожил – если в начале своей «карьеры» Элиша обрекает на смерть сорока двух мальчиков, то сейчас его кости оживляют мертвого (Alter: 794).

13: 22-25

А Йеоаш, сын Йеоахаза, отвоевал у Бен-Адада, сына Хазаэля, города, которые тот захватил у его отца Йеоахаза в ходе войны – видимо, именно в это время произошло неназванное сражение при Афеке, которое предсказывал Элиша перед смертью (стих 17). Йоаш трижды нанес ему поражение – опять же, согласно предсказанию пророка (стих 19).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.