next perv

Млахим II, глава XII. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

При воцарении Йеоашу было семь лет – ср. комментарий к 11: 4.

Цивья – значение имени: «газель». Ср. современное израильское имя Цвия.  В Израиле газели до сих пор водятся а пустыне Негев, так что появление такого имени у женщины, рожденной в Беэр-Шеве, видимо, не случайно  (cp. Gray: 527).

Как учил его Йеойада-священник – эта добавка к стереотипной формуле, описывающей правление благочестивого царя («Йеоаш всю жизнь делал угодное Господу»), видимо, указывает на то,что в первые несколько лет правления Йеоаша священник Йеойада был регентом при нем (Alter: 787). В 2 Хр 24: 17-22 сообщается, однако, что после смерти священника, умершего в возрасте ста тридцати лет (2 Хр 24: 15), Йеоаш обратился к языческим культам,  забыв то добро, что сделал ему Йеойада. Комментируемый текст ничего об этом не знает.

Только (служение на) высотах еще не было уничтожено – народ приносил жертвы и воскурения на высотах. Во времена Йеоаша, в отличие от более позднего времени, когда второзаконнический редактор-повествователь писал эти строки, жертвоприношения на высотах еще не считались нарушением культовой нормы.

И говорил Йеоаш священникам – ко времени описываемых событий Храм нуждался в ремонте. Ранее его грабили египтяне (1 Цар 14: 25-28) и арамейцы (1 Цар 15: 18). Помимо этого, согласно 2 Хр 24: 7, царица Аталия и ее сыновья взломали сокровищницу Храма и использовали находящиеся там драгоценности для культа баалей.

Все серебро, которое посвящается и приносится в Храм, серебро по оценке людей, по оценке жизни, (вообще) всякое серебро, которое кто-либо захочет принести в Храм Господень – текст не вполне ясен.

Казначеймаккар. Обычное значение этого слова – «знакомый», однако Gray (530) связывает его с корнем «мем – каф – реш» mkr со значением «продавать» и упоминает в этой связи аккадское слово taтkaru «торговый агент при храме или царе» (Brown – Driver – Briggs: 569). В угаритских текстах термин mkr применяется к каким-то храмовым служителям, упоминаемым вместе со священниками, храмовыми блудницами и работниками по серебру. Похоже на то, что речь идет о чиновниках по хозяйственной части, занимавшихся оценкой приношений, доставляемых в Храм. Смысл этих указаний состоит в том, чтобы священники не клали приношения себе в карман, а использовали их для дела. Возможно, одна из целей этого распоряжения состояла также в том, чтобы ослабить влияние священнической касты.

Осуществить починкуйехазку эт hа-бедек. Словарное значение слова бедек – «пролом, трещина» (Brown – Driver – Briggs: 96). Словосочетание хаззек бедек, буквально «укреплять проломы», и глагол бадак имеют значение «ремонтировать, чинить» (ibid.). В современном языке этот корень получил значение «проверять».

12: 7-17

(Однако) на двадцать третий год царствования Йеоаша (выяснилось, что) священники починку Храма не осуществили – выясняется, что священники все эти годы попросту игнорировали распоряжение царя. На двадцать третий год правления Йеоаша ему уже тридцать лет, а священник Йеойада соответственно постарел и ослабел. Теперь царь имеет возможность показать свою власть.

Царь Йеоаш позвал Йеойаду-священника и (других) священников – Йеойада явно находится в подчиненном положении. И на починку Храма не давать – на первый взгляд, здесь противоречие с предыдущим стихом. Возможно, однако, что царь больше не доверяет священникам сбор денег.

Тогда Йеойада‑священник взял ящик, проделал отверстие в дверце и поставил его от жертвенника справа, если смотреть от входа, и священники, несущие стражу у порога, клали туда все серебро, которое (люди) приносили в Храм Господень – рассуждая формально, священники сохраняют контроль над процедурой, но сама процедура сделана настолько прозрачной, что ни о каком использовании серебра на другие цели не может быть речи.

Вынули его и пересчитали серебро – еще одна процедура для контроля.

Однако из подношений, приносимых в Храм Господень, они не делали серебряных чаш, сосудов для благовоний, кувшинов, труб и (других) серебряных и золотых сосудов – не совсем ясно, с чем связано такое ограничение. Возможно, в том заброшенном состоянии, в котором находился Храм, изготовление сосудов из драгоценных металлов представлялось непозволительной роскошью, и все серебро и золото должно было идти на ремонт. Gray (531) предполагает другую причину: изготовление серебряных и золотых сосудов могло послужить ширмой для священнических хищений. Они свое дело делали честнобе-эмуна hем осим. В отличие от тех же священников, им можно было доверять. Что касается серебра за жертву провинности и жертву за грех, его не приносили в Храм Господень – оно доставалось священникам – хоть что-то для них оставалось…

12: 18-22

Хазаэль – ср. 10: 32 след. Победив Израиль, этот арамейский царь принялся за Иудею.

Пошел на Гат и захватил его, и собирался Хазаэль идти на Иерусалим – Гат (в свое время один из пяти городов-государств филистимлян) находится к юго-западу от Иерусалима. Отсюда видно, что Хазаэль совершил обходной маневр и готов подойти к Иерусалиму с юга.

Тогда иудейский царь Йеоаш взял все подношения, которые приносили (в Храм) его предки иудейские цари Йеошафат, Йеорам и Ахазьяу, собственные подношения и все золото, находившееся в сокровищнице Храма Господня и в сокровищнице дворца, и послал арамейскому царю Хазаэлю, а тот ушел из Иерусалима – как видно, сокровищница Храма использовалась в качестве государственной казны. Серебро, собранное в присутствии священников, при этом не должно было пострадать, так как оно уже было вложено в ремонт Храма. Иудейские цари в очередной раз откупились от завоевателя и остались без драгоценностей. Впрочем, Хазаэль вряд ли был всерьез заинтересован в территориальных приобретениях на границе Иудеи и Негева, так как легко удовлетворился выкупом.

А его слуги устроили заговор и убили Йоаша в Милло на спуске в Силлу – под «слугами» явно имеются в виду придворные. Мотив заговора не указан. Силла – местоположение  неясно. Текст, видимо, искажен. См. подробнее Gray: 533, n. 1.

Йозахар, сын Шимата, и Йеозавад, сын Шомера – в 2 Хр 24: 26 Завад, сын Шимеат Аммонитянки и Йеозавад, сын Шимрит Моавитянки.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.