next perv

Млахим II, Глава VII. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

Завтра в это время сеа отборной муки будет стоить в воротах Шомрона шекель (серебра), а два сеа ячменя – (тоже) шекель – наступит крайняя дешевизна, контрастирующая с астрономической дороговизной, о которой говорится в 6: 25.

Сеа – примерно 7,3 литра.

Колесничийшалиш, помощник военачальника, ординарец или адъютант. На чью руку опирался царь – ср. 2 Цар 5: 18; 9: 25; 15: 25.

А возможно ли такое, и далее – вопрос адъютанта носит иронический характер и говорит о явном недоверии к словам пророка.

Господь откроет окна небес – иными словами, начнется ливень. Выражение «окна небес» (аруббот ба-шамайим) употребляется в описании потопа (Быт 7: 11; 8: 2; ср. также Иса 24: 18 и Мал 3: 10). Скепсис колесничего основан на том, что даже при хороших дождях должно пройти время прежде, чем вырастет урожай. Как будет видно из дальнейшего, Бог накормит свой народ другим способом.

7: 3-20

Четверо прокаженных – прокаженные обязаны находиться в изоляции, согласно законам книги Левит. Безусловно, они проживают с наружной стороны ворот, в промежуточном пространстве между израильским городом и арамейским станом. Эффект злорадства от бегства врага подчеркивается тем, что это бегство обнаруживают аутсайдеры (Alter: 762-763).

Если они оставят нас в живых – так будем живы, и далее – арамейцы могут их убить, а могут и накормить…

Грохот колесниц, ржание коней и топот ног большого войска – ср. видение огненных коней и колесниц вокруг Элиши (6: 17), но в данном случае Господь навел на арамейский стан коллективную слуховую галлюцинацию.

Израильский царь взял себе в союзники хеттских и египетских царей и пошел на нас войной – в таком случае сопротивление бессмысленно.

Вошли в один из шатров, там поели и попили, забрали оттуда серебро, золото и одежды, пошли и спрятали, а потом они зашли в другой шатер, и оттуда тоже взяли, пошли и спрятали – свою проблему они решили…

Привратникишоэр, букв. «привратник» (единственное число в значении множественного).

Расскажу вам, что нам устроили арамейцы, и далее – не зная о случившемся чуде, царь трактует поведение арамейцев как военную хитрость. Если речь идет о том же царе, к которому было обращено письмо с просьбой исцелить Наамана, можно сделать вывод, как это и делает Alter (764), что царь склонен к паническим реакциям на происходящее.

Пять коней из тех, что остались – которых еще не успели съесть.

Две колесницы с конями – как отмечает Jones (437-438), опираясь на таргум и английский перевод New English Bible, царь рискует жизнью не только коней, но и воинов, которых, если они останутся в городе, тоже ждет голодная смерть.

И они поехали вслед за арамейцами до Иордана, не заходя в арамейский стан, где они имели основания опасаться засады.

А вдоль всего пути были разбросаны одежды и сосуды, которые арамейцы выбрасывали при поспешном бегстве – окончательное доказательство того, что арамейцы действительно бежали, а не изображали бегство.

И стала сеа отборной муки (продаваться) по шекелю (серебра), а два сеа ячменя – (тоже) по шекелю, как говорил Господь – ср. стих 1. И народ раздавил его у ворот, и он погиб – видимо, был наказан за маловерие. И получилось, как говорил царю человек Божий – стихи 18-20 представляют собой «повтор с вариацией» (см. комментарий к Быт 24: 34) соответствующих мест в этой главе. «Вариация» состоит в том, что, в отличие от стихов 1 и 16, здесь первым упоминается ячмень, а на втором месте отборная мука.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.