next perv

Млахим I, Глава XVII. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

Элийау – значение имени: «Бог мой Господь». В русской традиции Илия. Это имя отражает функцию, которую выполняет герой в рассказе – он отстаивает Бога Израиля против другого небесного божества, ханаанского Бааля. Подробнее об Элийау и корнях его конфликта с царем Ахавом см. статью Тани Нотариус Царь Ахав и пророк Элияѓу: генезис одного противостояния.

Элийау – одна из самых ярких фигур в библейских повествованиях о пророках; ему и его ученику Элише посвящен самый длинный цикл пророческих повествований. Фоном пророческих историй о Элийау стала длительная засуха в Израиле. Засуха в этом регионе может быть вызвана отсутствием зимних дождей; летом дождей не бывает, больших рек нет – дождевая вода наполняла маленькие речушки-вади, благодаря дождям колодцы оставались полны. Воду также собирали в специальные каменные резервуары. Засуха воспринималась как божий гнев; к богу обращались с мольбой о воде.

Благодаря его решительному характеру, в еврейской традиции Элийау известен в числе каннаим «ревнителей» (с первым из «ревнителей» Пинхасом (Чис 25: 7-11) его иногда отождествляют раввинистические источники).

С именем этого пророка связано большое число преданий и поверий в иудейской, христианской и исламской традициях. Так, в иудаизме существует преставление, зафиксированное еще в эллинистическую эпоху, что Элийау вернется в этот мир, чтобы сообщить о приходе Мессии (ср. в Библии Мал 3: 23-24). Он никогда не умирал, а взят в Эдемский сад живым (ср. 2 Цар 2: 11) На исходе субботы он сидит там под деревом жизни и перечисляет заслуги и добрые дела евреев (во времена своего земного существования он их, в основном, обвинял). Для Элийау наливается специальный бокал на пасхальном седере, а кресло, на которое кладут младенца перед обрезанием, именуется «креслом Элийау». Отсутствие упоминаний о предках и потомках, а также рассказ о вознесении на небо живым  приводят к представлению, отраженному в каббалистической литературе, что Элийау был посланником Божьим (ангелом) в человеческом облике. По другим преданиям он происходил из священнического рода.

У славянских народов есть поверье, что во время грозы «Илья Громовник» разъезжает по небу на колеснице, причем гром происходит от тряски на каменной дороге (зимой он ездит на санях, поэтому грома в это время года не слышно). Очевидно, в этих преданиях Илия берет на себя некоторые функции небесного бога‑громовержца (в данном случае Перуна).

В исламской традиции Элийау известен как пророк Ильяс. После смерти он превратился в получеловека-полуангела и путешествует по миру с древним мудрецом по имени Хидр («Зеленый»). Ильяс и сам ассоциируется с зеленью и оазисами в пустыне.

Тишбитянинha-Тишби,из места, именуемого Тишба или Тишбе. Это место традиционно отождествляется с Аль-Истиб к северу от реки Яббок (Gray: 339 и цитируемый там источник). В Синодальном переводе Фесвитянин.

Из жителей Гилеадами-тошаве Гилеад. Обратим внимание на игру слов между ha-Тишби и ми-тошаве. Это место в тексте трудно для истолкования – Септуагинта и ряд комментариев вслед за ней передает его как «Тишбитянин, из Тишбы Гилеадской». Действительно, существовал другой населенный пункт под этим названием в наделе колена Нафтали. С другой стороны, можно переводить ми-тошаве Гилеад как «из поселенцев Гилеада», исходя из того, что Гилеад, расположенный к востоку от Иордана, в районе речки Йабок, был своего рода «диким Востоком», подвергавшимся колонизации. В связи с тем, что Элийау происходит из Заиорданья, предположительно он относился к коленам Гада или Менашше, что исторически возможно. Однако согласно раввинистической традиции он должен был происходить из жреческого рода, так как его деятельность включает и жертвоприношения.

Клянусь Господом, Богом Израиля, которому служу, что в ближайшие годы роса и дождь будут (выпадать) только по моему слову – Элийау тем самым хочет показать, что выпадение дождей контролирует Бог Израиля и никто другой. Однако он также подчеркивает, что дождь будет только по его собственному слову. Способность контролировать природу – редкий дар для израильского пророка, почти магический. Однако он вызывает в памяти образ Моше, что является важной особенностью всего повествования об Элийау (см. далее). Отметим необычный зачин рассказа о пророке, отличающийся от стандартного «и было слово Господне к…». Элийау появляется в библейском рассказе неожиданно – нам не сообщается даже, что он пророк. Мы ничего не знаем о его родителях, прежней жизни и пророческом призвании. Сам он о себе сообщает только, что служит Богу Израиля (букв. «стоит» перед ним). Засуха во времена финикийского правителя Этбааля (тестя Ахава) подтверждается рассказом античного автора Менандра, на которого ссылается Иосиф Флавий (Иудейские древности 8 13: 2). Поскольку предыдущая глава посвящена грехам Ахава, естественно сделать вывод, что засуха выступает как наказание за эти грехи, хотя в тексте об этом ничего не говорится (Walsh: 226-227). Поток Керит («разрезающий»), видимо, расположен к востоку от Иордана(традиционно Хораф, однако это оспаривается учеными). Вόронаморевим. Мотив «животные кормят героя» широко распространен в мировом фольклоре. Попытка читать на этом месте аравим «арабы» (Gray: 338-339) выглядит неубедительной, тем более, что она не поддерживается ни одной традиционной версией.

В стране не было дождя – возможно, начинается засуха, о которой говорил Элийау, возможно, просто начинается лето. Царефат – в ассирийских текстах Сарипту, в Септуагинте и христианских традициях Сарепта. Нынешний Рас Сарафанд к югу от Сайды (Цидона). В средневековом и современном иврите название Царфат стало обозначать Францию.

Вдова собирала дерево, и далее – ср. аналогичный рассказ в 2 Цар 4, где описывается, как Элиша спасал сына шунаммитянки. Поскольку рассказ об Элише более подробен, некоторые авторы полагают, что он является источником рассказа об Элийау (Wiseman: 177-178).

Хлебное маог, от корня «айин – вав – гимел»  ‛wgсо значением «кружить», а также «печь» (Brown – Driver – Briggs: 728) – речь идет об изготовлении круглых лепешек. Ср. также слово уга «выпечка».

Поедим и умрем – нищета вдовы явно вызвана засухой, как это видно из дальнейшего (конец стиха 14).

Кувшинцаппахат. В 1 Сам 26: 11-12 слово обозначает флягу, которую использовали в боевых условиях. Подобные фляги с двумя ручками были обнаружены при археологических раскопках в слоях, относящихся к эпохе поздней бронзы и раннего железа (Gray: 340 и цитируемая там литература).

Мука в горшке не переведется и масло в кувшине не закончится – неиссякающий источник пищи и воды представляет собой популярный фольклорный мотив. После этого сын хозяйки заболел, и далее – некоторые авторы ставят под сомнение, что речь идет о той же вдове, что и в предыдущих стихах, поскольку кажется не вполне ясным, как при такой нищете она могла иметь дом с горницей. Кроме того, как видно из стиха 15, у нее была целая семья, а в данном случае речь идет только об одном сыне (Hentschel: 107). Существует предание, по которому отцом мальчика был сам Элийау.

Лишился жизни – возможно, речь идет не о настоящей смерти, а просто об очень тяжелом болезненном состоянии (ср. Иосиф Флавий Иудейские древности 8 13: 3).

Пришел напомнить мне мои грехи – грехи вдовы, о которых здесь ничего не говорится, могут быть причиной болезни ребенка. Присутствие святого человека в грешном доме может быть источником несчастья и вызывает поэтому отрицательную реакцию; – ср. в Новом Завете Лк 5: 8; Мк 1: 24 (Gray: 341). Согласно Раши присутствие такого пророка как Элийау в доме бедной вдовы привлекло божественное внимание к ее грехам.

Поднял его в горницу, где он жил – перемещение больного в горницу с ее свежим воздухом само по себе могло улучшить его состояние. В раввинистической литературе история воскрешения сына вдовы используется как иллюстрации важной заповеди – благодарности за гостепреимство.

Неужели и вдове, у которой я живу – подобно Моше, Элийау не только подчиняется слову Богу, но и способен спорить с ним, отстаивая интересы человека.

И он распростерся на мальчике три раза – действия Элийау носят магический характер, ср. Ахитув. Надо отметить, что на древнем Ближнем Востоке пророки не выступают в качестве целителей; для этого были колдуны или врачи. Элийагу  совмещает в себе множество функций – пророк, жрец, маг, политик. Воскрешение выступает, помимо прочего, как пророческий акт, символизирующий грядущее прекращение засухи.

И сказала женщина Элийау: Теперь я знаю, что ты человек Божий, и слова Господни, что ты говоришь, истинны – перед нами очередной случай «благословения чужака» (см. комментарий к Быт 14: 19). Женщина из Царефата, видимо, была финикиянкой, и она признала могущество израильского пророка, чему, собственно, и посвящена эта история.

 

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.