next perv

Млахим I, Глава 15. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

Авийам – то же имя, что Авия или Авиу.

Мааха, дочь Авишалома – с этим именем связана проблема, поскольку под тем же именем известна мать Асы, его сына и следующего правителя Южного царства (см.ниже, стих 10 и комментарий к этому стиху). В параллельном рассказе в 2 Хр 13: 2 говорится, что его мать звали Михайау, дочь Уриэля из Гивы. Имя Михайау, возможно, представляет собой искажение имени Мааха.

Авишалом – единственный библейский персонаж, известный под этим именем – Авшалом, сын Давида, а у Авшалома была дочь Тамар (2 Сам 14: 27). Иосиф Флавий («Иудейские древности», 8, 10: 1) считает Мааху («Махану») дочерью Тамар, внучкой этого Авшалома. В таком случае она носит имя своей прабабушки (ср. 2 Шемуэль 3:3). Тем не менее, ниоткуда не следует, что в древнем Израиле был только один человек, которого так звали.

Предка его – букв. «отца его».

За исключением случая с Урией Хеттом – единственный грех, который библейский рассказ признает за Давидом.

А между Рехавеамом и Йеровеамом была война всю его жизнь – практически точное повторение стиха 14: 30 (ср. комментарий к этому стиху). Интересно, что в данном случае он повторяется в контексте, когда Рехавеама уже нет в живых.

Между Авийамом и Авиамом была война – об этой войне подробно рассказывается в 2 Хр 13: 3-20 (ср. Иосиф Флавий, «Иудейские древности», 8 11: 2, 3). Согласно рассказу во Второй книге Хроник, воспроизведенному Иосифом Флавием, Авийам произнес перед жителями Северного царства речь, в которой пожаловался на слабость и неопытность своего отца Рехавеама, позволившего бунтовщику Йаровеаму расколоть государство, а также упрекал северян в отступлениях от правильного культа. Согласно цитируемому рассказу, война закончилась полной победой южан, захвативших на севере несколько городов. Интересно, что в речи Авийама нигде не упоминается, что раскол царства произошел по Божьей воле. Иначе говоря, эта речь, возможно, даже сочиненная поздним рассказчиком, представляет «южную идеологию» в чистом виде, без второзаконнических добавок. Заметим также, что рассказчик в Первой книге Царей обвиняет Авийама в более тяжких прегрешениях, чем те, которые Авийам в своей речи ставит в вину Йаровеаму.

15: 9-24

Мааха, дочь Авишалома – в Септуагинте ее здесь зовут Ана. Ю. Велльгаузен полагал, что Аса был не сыном Авийама, а его братом, что решает проблему (см. выше, комментарий к стиху 2). Как предполагаетJones (283), мать Авийама имела статус «царицы-матери» (гевира), который она сохранила и при своем внуке Асе.

Мать свою Мааху он лишил царского сана–cудя по тексту, лишил ее статуса гевиры, т.е. царицы-матери. В 14 веке до н.э. хеттский царь Мурсилис IIлишил этого статуса Тавананну (Jones: 283 и цитируемая там литература).

Страшилищемифлецет. Это слово, редкое в Библии, происходит от корня «пе – ламед – цади»plṣ со значением «содрогаться» (Brown – Driver – Briggs: 814) и представляет собой еще одно неодобрительное обозначение для идола/истукана. Согласно латинскому переводу Вульгаты, царица соорудила simulacrumturpissimum«мерзейшее изображение», возможно – фаллический обелиск. В современном языке слово мифлецет приобрело значение «чудовище».

Ашера – здесь (ср. также 2 Царей 21:7 и 2 Царей 23:4) имеется в виду богиня ханаанейского пантеона, жена верховного бога Илу, мать семидесяти богов. Однако в других случаях слово ашера обозначает культовое дерево или другой объект (см. Деварим 16:21 и дискуссию там и ср. деревянное чудище сделанное в ее честь).

Но святилищ на высотах он не уничтожил, хотя был предан Господу всю свою жизнь – царь Аса, наверное, очень удивился бы, если бы узнал, что культ на высотах противоречит заповедям Бога Израиля. Этот культ существовал столетиями, покуда за них в начале 8 века до н.э. не принялся иудейский царь Хизкийау (2 Цар 18: 4).

И забрал святыни своего отца и святыни дома Божьего – серебро, золото и утварь – стих не совсем ясен. Возможно, речь идет о переносе драгоценных вещей из местных святилищ в иерусалимский Храм, т.е. о первых шагах централизации культа (Honor: 215).

И свои святыни в дом Господа – перевод следует традиции консонантного текста; традиция, отраженная в огласованном тексте – «святыни дома Господа».

И была война между Асой и Баашей, царем Израиля, всю их жизнь–ср. 14: 30; 15: 7, 8. Рама – город в восьми километрах к северу от Иерусалима, контролировавший границу Северного и Южного царств и путь на прибрежную низменность. Захват Рамы Баашей представлял собой серьезную стратегическую угрозу для Юга.Согласно Мазару, идентично Раматайим-Цофим (родине Шемуэля, см. 1 Сам 1:1).

Чтобы не дать Асе, царю Йеуды свободно передвигаться – попытки возвести «железный занавес» между Севером и Югом Талмуд приписывает уже Йаровеаму (ср. выше, комментарий к 14: 13).

Все серебро и золото, оставшееся в сокровищнице дома Господня, и сокровища царского дома – то, что осталось после похода Шешонка (см. 14: 26).

Бен-Адад, сын Тавриммона, сын Хезьона – арамейская (сирийская) династия, основанная во времена Шеломо, представляла собой мощную региональную силу. Имя Бен-Адад (Бен-Адар в Септуагинте) значит «сын Хадада»,западно-семитского бога‑громовержца. Имя Тавриммон имеет значение «Риммон добр». Хотя в древнееврейском языке слово риммон обозначает «гранат», обычный эпитет Хадада в Ассирии был Рамману, что значит «гром». Таким образом, Хадад и Риммон в данном контексте представляют собой обозначения одного и того же божества. Что касается имени Хезьон, то его носителя отождествляли с Резоном из 1 Цар 11: 23, причем предполагалось, что Резон –это титул Хезьона (Jones: 285 и цитируемая там литература). На дамасской стеле, посвященной финикийскому божеству Мелькарту, видимо,упоминается арамейский царь по имени Бар-Хадад (хотя сегодня это чтение считается сомнительным, см. Cogan: 399). См.(Gray: 318, 320).

(Как был союз) между моим отцом и твоим– библейский рассказ ничего не знает о союзе между Авийамом и Тавриммоном; возможно, обращение Асы носило скорее риторический характер. Более того, естественно предположить, что арамейцы Дамаска выступали союзниками Северного царства, так как Шеломо и его наследники были врагами и тех, и других (ср. ниже, в том же стихе).

Подношениешохад. В других контекстах это слово обозначает взятку. Возможно, оно не всегда имело отрицательные коннотации.

Разорви союз с Баашей – говоря современным языком, Аса предложил арамейскому царю поменять вектор своей внешней политики, на что, как мы увидим, тот охотно согласился – союз с дальним соседом против ближнего часто бывает выгоден. Так, Бен-Адад смог завладеть стратегически важными землями к северу и западу от озера Киннерет.

Ийон, Дан, Авель Бет-Мааха и весь Киннерот по всей земле Нафтали– иными словами, Бен-Адад нанес Бааше удар с севера, заставляя его отказаться от завоеваний на юге. Дан –  см. комментарий к Суд 18: 11.

Ийон – ср. реку Аюн на границе Израиля и Ливана и южноливанский город Марджаюн напротив израильской Метулы.

Авель Бет-Мааха– видимо, Тель Абиль в семи километрах к западу от Дана (Тель эль-Кади).

Весь Киннерот – город Киннерот отождествляется с Тель эль-Урейме к югу от Табги (на озере Киннерет). «Весь Киннерот», видимо, обозначает окрестности города. Земля Нафтали – холмистая местность к западу от Киннерета и долины Иордана. Овладение этим районом открывало арамейцам дорогу к прибрежной низменности.

Когда (об этом) услышал Бааша, он прекратил строительство Рамы – чего и добивался Аса.

Поселился в Тирце – видимо, с этого момента Тирца стала столицей Северного царства.Столицей Йаровеама, первого царя Израиля, был Шехем, а Омри потом отстроит новую столицу в Самарии (Шомроне). Тирца отождествляется с городищем Тель эль-Фара (см. Cogan: 401).Никого не исключая –в оригинале эйн наки «не было свободного»: в случае такого призыва царя ко всему населению, никто не получал освобождения от поденной работы.

Построил из них Геву Биньяминову и Мицпу – оба места расположены к северу от Рамы (ср., однако, Cogan), так что Аса передвинул пограничные укрепления на север.

Все его подвиги, все, что он сделал – в 2 Хр 14: 8-14 рассказывается об успешной войне, которую Аса вел с эфиопским царем Зерахом. Об этой войне Первая книга Царств ничего не сообщает.

Он поражен был болезнью ног – то, что эта деталь не несет идеологической нагрузки, говорит в пользу ее исторической достоверности (Alter: 688). Согласно другой точке зрения, идеологическая нагрузка у нее все-таки есть – болезнь Асы свидетельствует о божественном неодобрении (Jones: 288). В 2 Хр 17: 7 царю ставится в вину, что «и в болезни он обращался не к Господу, а к врачам».

15: 25-34

А Надав, сын Йаровеама, воцарился над Израилем во второй год Асы, царя Йеуды, и царствовал над Израилем два года – постановка подлежащего перед сказуемым характеризует время этого предложения как «предпрошедшее» (плюсквамперфект). Действительно, двухлетнее правление Надава предшествует правлению Бааши – царя, о котором уже шла речь.

И он творил неугодное Господу, идя по дороге своего отца – грешил (сам) и вводил Израиль в грех – ничего больше повествователь о нем сообщить не может. Отсутствует даже обычная ссылка на Книгу летописи царей Израиля.

Против него устроил заговор Бааша, сын Ахии из дома Йиссахара, и династия Йаровеама на этом закончилась. Существуют разные теории по поводу того, почему в Северном царстве так часто сменялись династии. Один из классиков немецкой библеистики Альбрехт Альт полагал, что в противовес наследственной царской власти, установившейся на Юге, в Северном царстве существовал идеал харизматической власти, т.е. власти, основанной на личной «избранности» правителя. По другой теории перевороты на Севере были неизбежны, потому что там проживало десять колен и не существовало общепризнанного центра государства, подобного Иерусалиму (Jones: 289).

Гибтон–некоторые авторы отождествляют это место с курганом Тель эль-Мелат, расположенным в пяти километрах к западу от развалин израильского города Гезера.

Он перебил весь дом Йаровеама, не оставив (в роду) Йаровеама ни души, как говорил Господь устами раба своего Ахии из Шило – ср. 14: 10-11. Истребление всех родственников прежнего царя было на древнем Ближнем Востоке обычной практикой при захвате царского престола.

И была война между Асой и Баашей, царем Израиля, всю их жизнь – ср. стих 16.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.