next perv

Млахим I, Глава 14. Комментарий



Библейский текст и аудиофайл.

В это времяба-эт hahи. Это словосочетание не значит, что история, рассказанная ниже, произошла сразу же после событий, описанных в предыдущей главе. Между указанными событиями могло пройти и некоторое время. В Септуагинте рассказ приведен в другом месте и не указывается, что жена Йаровеама пришла неузнанной.

Авия – значение имени: «отец мой Господь». Имя употреблялось как в качестве мужского, так и в качестве женского (напр., царица Авия, которая упоминается в 2 Хр 29: 1). У Иосифа Флавия Овим («Иудейские древности» 8 11: 1).

Ахия, который сказал, что я буду царствовать над этим народом – см. 11: 29-39. К моменту описываемых событий Ахия уже был глубоким стариком.

Десять хлебов и лепешек и бутыль меда – приходя к пророку, принято было приносить подношения, которые составляли источник его пропитания.  Как замечает Gray (306), подношение жены Йаровеама выглядит достаточно скромно; возможно, это связано с тем, что она не хотела быть опознанной.

Хлебцыниккудим, от корня «нун – коф – далет» nqdсо значением «наносить точки» (Brown – Driver – Briggs: 666). Возможно, речь идет о хлебцах со вкраплениями зерна. В варианте Септуагинты говорится, что хлебцы предназначалась для детей пророка.

Ахийау – более полная форма имени Ахия.

Ничего не видел, потому что ослеп на старости лет – таким образом, Ахия все равно не мог увидеть, кто перед ним. Впрочем, он и так это узнает.

Ответь ей так и так – читатель пока не знает, в чем состоит ответ.

А придет она переодетая – слепому пророку открыто даже это.

Заходи, жена Йаровеама! Что это ты переоделась? – такое точное знание не могло не впечатлить царицу.

Тяжелые вещи я должен тебе сказатьанохи шалуах элайих каша, букв. «я послан к тебе (с) тяжелым».

Мрачная перспектива постепенно становится яснее.

Делая только то, что мне было угодно – согласно библейскому повествованию, это не совсем так (ср. 2 Сам 11-12).

Хуже всех, кто был до тебя – поскольку до Йаровеама царями над Израилем были только Шауль, Давид и Шеломо, видимо, речь идет о всех правителях Израиля, начиная со времен странствий в пустыне. Литые изваяния чужих богов – как уже отмечалось (см. комментарий к 12: 28), подобное истолкование культа тельцов достаточно тенденциозно.

Чтобы разозлить меня – как мы помним (12: 26, 27), этот шаг Йаровеама был продиктован чисто политическими мотивами.

Всех мужчинмаштин ба-кир, букв. «мочащихся к стене». То же выражение употребляется в 1 Сам 25: 22.

(Всех), кто осталсяацур ве-азув. Смысл этого выражения не вполне ясен; возможно, его значение «рабы и свободные» (ср. Раши adloc. и обзор мнений исследователей Нового времени в Gray: 307-308).

Как выметают навоз – в этом сравнении содержится также оценка дома Йаровеама (Alter: 682).

В городе пожрут собаки, а за городом птицы небесные – максимально возможное унижение трупа в Древнем мире.Ср. также 1 Цар 16: 4; 21: 24. Gray(308) указывает, что собаки на древнем Ближнем Востоке не получали регулярного корма и питались тем, что могли найти.

Он единственный из рода Йаровеама будет похоронен в усыпальнице, потому что в нем было что-то хорошее для Господа, Бога Израиля, в доме Йаровеама – возможно, «хорошее» состояло только в том, что наследнику исполнилось еще мало лет. Согласно талмудической легенде, его заслуга в том, что,будучи уже взрослым, Авиясовершил паломничество в Иерусалим, а по другому варианту убрал стражников, не дававших людям совершать такое паломничество (Вавилонский Талмуд, Моэд катан 28б; ср. Раши adloc.).

А может быть, и прямо сейчас– судя по последующему рассказу, до момента, о котором идет речь прошло еще довольно много времени.

Изгонит Израиль из доброй земли, которую он дал его предкам, и рассеет за рекой – похоже, что эти слова были написаны уже после разрушения Северного царства.

За рекой – имеется в виду Евфрат. Тирца – город впервые упоминается в Нав 12: 24. Отождествляется с местом археологических раскопок Тель эль-Фара (Север) к северо-востоку от Наблуса. Упоминание Тирцы в этом контексте представляется анахронизмом, так как, согласно библейскому рассказу, она стала столицей Северного царства только во времена Бааши (1 Цар 15: 33). В Септуагинте Сарейра, т. е. Цереда, родной город Йаровеама(11: 26).

Книга летописей царей Израиля – первое упоминание этого важного исторического источника, к сожалению, не дошедшего до нас.

14: 21-31

А в (наделе) Йеуды воцарился Рехавеам, сын Шеломо, и далее –с этого момента повествование в книгах Царей переключается с Северного царства на Южное и обратно.Даты правления Рехавеама и других царей Йеуды и Израиля см. в сводной таблице в Введении.

Наама Аммонитянка – одна из жен Шеломо, единственная в еврейской Библии царица‑мать неизраильского происхождения.

Под каждым зеленеющим деревомтахат коль эц раанан. Обычная формула для обозначения святилищ, построенных в неположенном месте.

Храмовый блудник кадеш. Возможно, это название относится к храмовым проституткам обоего пола. Видимо, в ханаанских культах их роль состояла в стимулировании плодородия земли, путем совокуплений, которые в данном случае представляли собой форму имитационной магии(ср. также Diakonoff 1986, Гордон ).Культовая сексуальная практика оспаривается некоторыми учеными (см. Assante 2003).Тема культовой проституции и запрет на нее занимала и последующих царей (ср. 1 Цар 15:12, 22:47, 2 Цар23:7), ср. также Втор 23:18-19. Слово кедеша в истории Йеуды и Тамар (Быт 38: 21 след), похоже, обозначает обычную проститутку, хотя в Ос 4: 14 оно употребляется в связи с жертвоприношениями, т.е., видимо, сохраняет первоначальный смысл.

Египетский царь Шишак– фараон Шешонк или Шошенк (см. комментарий к 11: 40). Согласно египетским источникам, его поход состоялся в 926 г. до н. э.; точная датировка – пятый год царя Рехавеама содержится и в книге Царей, хотя как правило повествователь опускает указания на хронологические рамки. Эта дата очень важна, потому что, отталкиваясь от нее, можно датировать и другие события библейской истории.  Поход Шишака/Шешонка является также первым событием в истории Израиля, имеющим внешнее подтверждение. Подробный рассказ об этом походе сохранился на стене храма Амона в Карнаке (Египет) – из него следует, что Шешонк прошел как Южное, так и Северное царство и закончил его в Йизреэльской долине.Среди примерно 150 названий мест, упомянутых в надписи (в их числе Гивеон, Айалон, Мегиддо и др.), отсутствует, однако, Иерусалим. Возможно, он упоминается на той части надписи, которую нельзя разобрать (ThePalestinecampaignofSheshonqI). Другая возможность заключается в том, что Шешонк не брал Иерусалима, а только осадил его, потребовав царские сокровища (стих 26) в качестве платы за снятие осады (Alter: 684).

Все золотые щиты, которые изготовил Шеломо – см. гл. 10 стих 17.

Книга летописей царей Йеуды – скорее всего, южный эквивалент Книги летописей царей Израиля.

И между Рехавеамом и Йаровеамом все время шла война – в доступных нам источниках нет никаких сведений о характере военных действий между этими царями, хотя, быть может, упоминаемые книги летописей содержали больше информации. Не исключено, что это была «холодная война»–взаимная враждебная пропаганда, строительство укреплений, в крайних случаях приграничные стычки. Как мы помним, сразу после отпадения северных колен Рехавеам собирался идти в поход, чтобы вернуть их под свою власть, но его от этого отговорили (12: 21-24). Авия – в Септуагинте Авиу. То же имя носил рано умерший сын северного царя Йаровеама.


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение