next perv

Мерзость в глазах египтян



Согласно Торе,  древние египтяне полагали отвратительными,  по крайней мере,  две вещи. Первая из них упоминается в  недельной главе “Микец”. Когда братья Йосефа вторично пришли в Египет за хлебом, Йосеф пригласил их к себе в дом разделить с ним трапезу:

И подали ему особо и им особо, и египтянам, евшим с ним, особо: ибо не могут египтяне есть с евреями, потому что это мерзость для египтян.

Берешит, 43:32

Утверждение, что египтянин не сядет за стол с евреем, звучит странно. Нам ничего не известно о существовании такого табу в  эпоху Нового царства (и более ранние времена), когда, согласно традиционной хронологии, Йосеф правил Египтом. У египтян были пищевые запреты, однако не знали социальных ограничений, касающихся совместной трапезы.

Второе упоминание мы находим в следующей недельной главе. Когда братья Йосефа пришли в Египет, он предложил им поселиться всем вместе в земле Гошен:

И будет, если призовет вас фараон и скажет: “какие занятия ваши?”, то вы скажите: “скотоводами были рабы твои от юности нашей доныне, и мы, и отцы наши”, – чтобы вы остались жить в земле Гошен, ибо отвращение для Египтян всякий пастух овец.

Берешит, 46:33-34

Иными словами, Йосеф полагал, что фараон заставит семью Яакова жить только в Гошене и ни в каких других египетских провинциях, как только узнает, что они пастухи, поскольку пастухи отвратительны египтянами. Пастухи действительно жили в дельте Нила, где находилась земля Гошен, и ни в каких других египетских землях. Однако это не было связано с каким-либо табу – просто пастбища можно было найти только в нильской дельте, в других египетских провинциях их попросту не было.

Ограничения, связанные с совместным застольем, появляются гораздо позже. Первое упоминание о них мы на стеле Пианхи (Пи), фараона 25 кушитской (эфиопской, нубийской) династии,  завоевавшего Египет и ставшего повелителем Египта и Нубии. Надпись на стеле завершается рассказом о четырех царях, правивших в дельте Нила, решивших засвидетельствовать  свое почтение к Пианхи, придя в его царский дворец.

В этот момент возникла религиозная проблема, связанная с законами ритуальной нечистоты. В результате трем царям пришлось ждать снаружи, и лишь одного, Нимлота (Немрота), допустили к фараону. Судя по всему, все правители, кроме Нилота, были не обрезаны и ели рыбу, «что считается мерзостью во дворце».

149. И были эти цари и правители Страны Нижней, пришедшие созерцать великолепие его величества,
150 немощны, словно женщины, ощущая слабость в ногах. Не вошли они в царский дворец, ибо
151 были нечисты, так как ели рыбу, что омерзительно для дворца. Но царь Немрот всту-
152 пил в царский дворец, ибо был он чист и не ел рыбы. Трос остались стоять на ногах своих,
153 и лишь один вошел в царский чертог
.

Цит. по И. В. Рак, Мифы Древнего Египта.

Делая это заявление, Пианхи позиционировал себя не только как легитимного правителя, но и как чистого царя-жреца, чье благочестие помогло ему заслужить милость богов и победить других царей. Новые религиозные ограничения, связанные с законами чистоты, проводили принципиально новую границу.

Стелла Пианхи

Судя по тому, это был первый случай своеобразного египетского «пуританства», которое впоследствии примет гораздо более радикальные формы в эпоху персидского владычества, когда Египет посетил Геродот (ок. 450 до н.э.). Отец истории подробно описал обеденный ритуал египтян, включавший запрет делить трапезу с иноплеменниками, поскольку те употребляют в пищу мясо коров, священных египетских животных:

“Чистых” [лишенных особых примет] быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду. Напротив, коров приносить в жертву им не дозволено: они посвящены Исиде. Ведь Исида изображается в виде женщины с коровьими рогами (подобно изображению Ио у эллинов), и все египтяне точно так же почитают больше всех животных коров. Вот почему ни один египтянин или египтянка не станет целовать эллина в уста и не будет употреблять эллинского ножа, вертела или котла. Они даже не едят мяса “чистого” быка, если он разрублен эллинским ножом.

История, 2:41

Разумеется, египтяне не были единственным древним народом, известным своим нежеланием делить трапезу с иноплеменниками. Именно за это древние авторы сурово критиковали евреев. К примеру, Публий Корнелий Тацит (56-117 н.э.) писал:

Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин

История, 5:1:5

О том, что евреи не едят с неевреями, упоминали не только нееврейские, но и еврейские авторы. Апостол Павел, к примеру, критиковал своего соплеменника Кифу:

Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

Галатам, 2:11-13

Как и в случае с фараоном Пианхи, данная практика касалась не только отношений между евреями и неевреями, но, прежде всего, была связана с проблемой чистого и нечистого. В талмудических источниках упоминаются благочестивые люди, которые «едят в чистоте», и не садятся за стол с простолюдинами, не соблюдающими законов ритуальной чистоты, но только с членами своей элитистской группы (хаверим):

Кто берет на себя быть хавером,  не должен продавать простолюдину  ни влажного, ни сухого, не должен покупать у него влажного, не должен к нему ходить в гости, ни же принимать его у себя в его платье.

Мишна Дмай, 2:3

Трансформация египетской культуры происходила в то же время и при тех же обстоятельствах, когда, согласно теории источников, было написаны библейские тексты, свидетельствующие о возникновении такого же «пуританства» в Израиле. Подобно евреям, египтяне были завоеваны ассирийцами, а затем оказались под властью персов; единственное, чего им удалось избежать, это изгнание.  Рассказ о Йосефе, евшем отдельно от чужеземцев, скорее всего, отражает реалии поздней египетской культуры, когда страна находилась под властью чужеземцев.

Михаил Курляндский

 


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение


 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.