next perv

Менора в еврейском декоративно-прикладном искусстве. Часть II



См. также Часть I и Часть III 

4.

МЕНОРА В ЕВРЕЙСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ РУКОПИСЯХ

В период зрелого и позднего средневековья семиствольная менора центральный ствол и семь стеблей-дуг – по форме практически не отличается от образцов античной и раннесредневековой эпох. Символика меноры, связанная с мессианскими чаяниями, также не изменилась. Менора изображается как часть священной утвари, которая помещается поочередно в 4-х реальных строениях – в Скинии, в Храме Соломона, во Втором Храме, Храме Ирода – и в виртуальном Храме из видения пророка Захарии. Композиции с менорой и прочей храмовой утварью в средневековых манускриптах достаточно условны, они не следуют в точности описанию объектов в исходном тексте книги Шмот, поэтому эти изображения можно рассматривать не только как иллюстрацию в прямом смысле, но и как символическую презентацию будущего Храма, который возродится с приходом Машиаха. Таким образом, античная изобразительная традиция презентации меноры как символа Избавления продолжается и в Средние века. Следует добавить, что именно листы с изображением храмовой утвари были частым и излюбленным предметом иллюстраций в средневековых еврейских рукописях.

В средние века композиции с менорой появляются во всех странах Диаспоры: на Ближнем Востоке и северной Африке, в сефардских общинах Испании и Южной Франции, в ашкеназских общинах Франции, Германии и в Северной Италии, а позднее и в Восточной Европе.

Менора-1

Илл.1  Образец «коврового листа» из Ленинградского Кодекса.
(Древнейший, полностью сохранившийся список масоретского текста ТаНаХа).
Писец Шмуэль бен Яаков. Египет, 1008г.
Пергамент, тушь, сусальное золото.
Российская Национальная библиотека, СПб, Россия

Первые, т.н. «ковровые» заставочные листы с менорой появляются в IX в. в еврейских манускриптах, созданных в странах ислама, стиль которых сложился под влиянием иллюстраций к Корану.

Менора-2

Илл.2  Парные страницы из т.н. Первого Ленинградского Пятикнижия.
Писец Шломо а- Леви бен Буйаа. Египет, 929г.
Пергамент, тушь, сусальное золото.
Российская Национальная библиотека, СПб, Россия

Самое ранее дошедшее до нас изображение меноры среди храмовой утвари в еврейских иллюминированных манускриптах находится в «Первом Ленинградском Пятикнижии» 929 года.  Уцелело всего 2 парных иллюминированных листа с изображением менор. Несмотря на общее ощущение симметрии, проистекающее из центрального положения меноры, остальные предметы храмовой утвари разбросаны по плоскости листов весьма хаотичным и не очень понятным образом. Более того, формы меноры на листах различны: на левом листе стебли округленные, а на правом листе изгибаются под прямым углом и вообще не похожи на классический тип меноры, сложившийся в древнюю и античную эпохи. Эти страницы, вернее, уцелевшие во времени фрагменты страниц, действительно напоминают роскошные ковры, с их узорным богатством и изысканным, мерцающим золотом, колоритом.

Менора-3

Илл.3  Фронтиспис с менорой из «Азбуки для детей». Египет, XIв.
Пергамент, тушь, темпера.
Университетская библиотека, Кембридж, Великобритания

Изображение меноры с центральным стволом на подставке распространяются в еврейских рукописях начиная с 11 в. и далее. Примером тому может служить ковровый лист из «Азбуки для детей», обнаруженной в Каирской генизе. Здесь менора появляется не как иллюстрация к священному тексту, а как картинка в учебнике иврита для детей. Удивительный, трогательный раритет, свидетельствующий как о жизненном многообразии еврейской повседневной жизни в те далекие от нас времена, так и о постоянстве, сохраняющем народ. Ведь буквы-то не изменились, а прошло как-никак 11 веков! Так же и менора, то есть сама конструкция светильника, свидетельствует о долговременной традиции, длящейся со времен античности вплоть до позднего средневековья.

5.

МЕНОРА В СЕФАРДСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ РУКОПИСЯХ

Прекрасные традиционные изображения меноры мы находим в иллюминированных сефардских рукописях с текстами ТаНаХа. Стиль и иконография испанской школы иллюминации является результатом влияния как восточной, так и западной традиции миниатюрной живописи.

Менора-4

Илл.4  Лист с менорой и храмовой утварью.
ТаНаХ Толедо. Толедо, Испания, 1277г.
Пергамент, темпера, сусальное золото.
Библиотека Палатина, Парма, Италия

До наших дней уцелело около 30-ти подобных еврейских иллюминированных текстов ТаНаХа, созданных в общинах Испании. Менора представлена в основном на начальных двойных листах с композициями из набора храмовой утвари. Такие листы стали излюбленным и распространенным мотивом в сефардских Библиях; самыми ранними датированными примерами являются два манускрипта: один из Толедо 1277 г. (Парма, Палатинская библиотека, ), другой из Перпиньяна 1299г. 

Менора-5

Илл.5  Лист с менорой и храмовой утварью.
ТаНаХ Перпиньян. Королевство Майорка, 1299г.
Пергамент, темпера, сусальное золото.
Национальная Библиотека Франции, Париж

Меноры сефардских манускриптов, изображение которых основано на библейском тексте, а также на комментариях Раши и РАМБАМА (Мишне Тора, VIII, I, 3: 1-11), повлияли на полностраничное изображение менор в ашкеназских и итальянских манускриптах  14 и 15 вв. За неимением места мы не будем сейчас углубляться в эти тексты, в целом же можно сказать, что речь идет об особенностях самой конструкции светильника: о форме базы-основания центрального ствола (монолитная ступенчатая или трехногая подставка), о том, под каким углом выходят стебли из ствола и о количестве, местоположении и форме декоративных украшений светильников. РАШИ и РАМБАМ сходятся в установлении, что пламя от светильников на окончаниях шести боковых стеблей меноры должно быть направлено к светильнику центрального ствола и поэтому правые и левые огоньки должны изображаться наклоненными, под углом к центральному прямому огоньку. Именно таким образом изображены огоньки светильников меноры на начальных страницах ТаНаХов Толедо и Перпиньяна. Да и вообще, меноры на обеих миниатюрах являются вариациями самого раннего типического образца меноры в еврейских средневековых манускриптах, который так и называется в искусствоведении – «модель Толедо».

Те или иные детали из толкований мудрецов появляются в изображениях меноры в сефардских рукописях, но никогда иллюстрации не передают всех подробностей полного объема комментариев о виде меноры.

Менора-6-Харли-Сассекс

Илл.6 Листы с менорой и храмовой утварью.
Слева: Библия Харви. Справа: Библия герцога Сассекского.
Пергамент, темпера, сусальное золото. Каталония, 14в.
Британская библиотека, Лондон

Следующая модель меноры, «модель Каталония», появляется в еврейских «Библии Харви» и «Библии герцога Сассекса», созданных в 14 веке в Каталонии. На великолепных иллюстрациях золотая менора сияет на сочном красно-синем «шахматном» фоне, занимая почти все пространство листа. Как мы видим, обе меноры практически тождественны. Возможно, существовал некий образец-матрица, имевший хождение в среде писцов и иллюминаторов – практика, типичная для средневековья.

Менора-7

Илл.7  1) Иллюминированная страница с менорой. «Каталонская Мишне Тора» РАМБАМа. Испания, ~1460г. Национальная Библиотека, Иерусалим.
2) Графическая прорисовка меноры с росписи в синагоге Дура Европос. 3 в.н.э.
3. Оригинальный чертеж Храмовой Меноры, нарисованный самим Моше бен Маймоном в его труде Перуш а-Мишна. (Толкование Мишны). 1168-1180 гг.

Интересный и более поздний образец отдельно стоящей меноры, без храмовой утвари, мы находим в иллюстрации к рукописи «Каталонской Мишне Тора» 1460 г. Ее форма совсем не похожа на виденные нами ранее меноры: стебли прямые, выходят из ствола под острым углом, подставка представляет собой пирамиду, а не узкую перекладину на трех ножках. Однако огоньки светильников находятся на одном уровне и наклонены в сторону центрального пламени, повторяя дизайн более традиционной меноры. Форма меноры «Каталонской Мишне Тора» неожиданно напоминает изображение Храмовой Меноры на росписях синагоги в Дура Европос. Сравнивая эти два дизайна, отделенные друг от друга временным промежутком в 1200 лет, нельзя не уловить их явного формального сходства. А учитывая, что менора в «Каталонской Мишне Тора» сделана, с большой долей вероятности, по эскизу-чертежу самого РАМБАМа, остается только предполагать, что еще с древних времен существовало два варианта устной традиции (возможно, даже письменной), фиксирующей различные формы Храмовой Меноры.

Форма меноры в средневековых еврейских рукописях претерпела изменения. Из меноры с цветочным декором –символа Храма в рукописях Ближнего Востока 10-го в. – она трансформировалась в испанскую модель с четко обрисованными стеблями, в соответствии с танахическим текстом. Символическое значение меноры, выражающее мессианскую надежду на Избавление, сохранялось в сефардских рукописях в композициях из храмовой утвари. 

6.

МЕНОРА В АШКЕНАЗСКИХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ РУКОПИСЯХ

Менора в ашкеназских иллюминированных рукописях, также как и в сефардских, изображается, в основном, согласно комментариям РАШИ и РАМБАМа. Но в отличие от сефардской мессианской символики, ашкеназская традиция разрабатывала повествовательные мотивы, изображая рядом с менорой первосвященника Аарона, наливающего в нее масло или зажигающего ее лампады. Довольно часто менора занимает все пространство иллюстрации.

Менора-8

Илл.8  Мюнхенский комментарий РАШИ к ТаНаХу.
Иллюминатор Шломо бен Шмуэль. Писец Иосеф.
Пергамент, сусальное золото, темпера. Вюрцбург, Бавария. 13в.
Баварская Государственная библиотека, Германия

Подобную отдельно стоящую менору мы встречаем в Мюнхенском комментарии РАШИ к Библии, одной из самых ранних еврейских рукописей ашкеназского происхождения. Полностраничное изображение  золотого семисвечника иллюстрирует библейский текст Парашат Трума (Шмот 25:31-37) и комментарий к нему. Изображение меноры выложено полированной золотой фольгой на фоне более крупного светильника, повторяющего ее контур и состоящего из чередующихся плоскостей пурпурного, зеленого и синего цвета. Эта менора поистине великолепна. Рисунок настолько декоративен, что почти приближается к абстракции. Искусство миниатюры раннего и зрелого средневековья в принципе не стремилось к созданию иллюзии объема, пространства, натуралистического подобия реального мира. Это искусство было по определению концептуальным, призванным отобразить не действительность, а нечто, существующее вечно и везде, каковым считались события священной еврейской истории и все, что с ними связано. И эта миниатюра как бы стремится воплотить саму изначальную идею Храмовой Меноры, существующей вне времени и пространства, всегда и везде.

Менора-9

Илл.9  Первосвященник Аарон наливает масло в лампады Меноры.
Северо-французский ивритский кодекс.
Иллюминатор и писец Биньямин.
Пергамент, сусальное золото, темпера.
Франция. 13в. Британская библиотека, Лондон

Эта очаровательная миниатюра из великолепно украшенного кодекса, созданного на севере Франции в 13-м веке. На ней изображен изящнейший, с тонкими кистями рук и длинными пальцами, Аарон, заливающий масло в лампады меноры. Миниатюра представляет собой чистейший образец готического стиля, господствовавшего в ту эпоху во всех областях пластических искусств. Обращает на себя внимание форма стеблей меноры: они выходят из центрального ствола горизонтально, под прямым углом, а потом резко устремляются по вертикали вверх, снова образуя прямой угол. Вся конструкция приобретает жесткий, геометрический вид. Такая форма меноры появляется в ашкеназских манускриптах и будет существовать впоследствии наряду с уже знакомой нам округлой менорой с дугообразными стеблями. Под картинкой мило-простодушная надпись на иврите: «Это менора и Аарон, наливающий масло в лампады». Чтобы ни у кого не было сомнений в происходящем на картинке. Характерна еврейская страсть к объяснительным надписям; очень часто подобные разъяснения вводятся в композиции миниатюр как дополнение к рисунку и каноническим текстам. Писец Биньямин, очевидно, изготовил рукопись для своего личного пользования. Это была обычная практика среди средневековых образованных евреев, которые часто копировали важные еврейские тексты для своих библиотек.

Менора-10

Илл.10 Первосвященник Аарон зажигает лампады Меноры.
Регенсбургское Пятикнижие. Пергамент, сусальное золото, темпера.
Бавария, Германия.~ 1300г. Музей Израиля, Иерусалим

Самое любопытное изображение на тему «Менора и Аарон» появляется в «Регенсбургском Пятикнижии», созданном около 1300г. в Германии. Иллюминатор (или сам писец), очевидно, копировал миниатюру из сефардской рукописи. На левой странице изображен Аарон, держащий факел, которым он зажигает пламя в меноре, что на противоположной странице справа. На первосвященнике – нагрудник-хошен с именами прародителей 12-ти племен Израилевых, и что самое интересное, на голове у него – митра католического епископа.

Менора занимает всю страницу и стоит на трех звериных ногах; по сторонам ее размещены 2 восстающих рычащих льва – возможно, символизирующих племя Иегуды, из которого произойдет Машиах.

Менора-12

Илл.11  Менора. «Мишне Тора» РаМБаМа из коллекции Кауфмана.
Пергамент, сусальное золото, темпера. Северо-восток Франции.~ 1296г.
Национальная академическая библиотека, Будапешт

В изображении меноры из «Мишне Тора» Кауфмана ствол гораздо ниже, чем в предыдущих образцах, стебли вновь округлые. С обеих сторон у подножия меноры произрастают два дерева – скорее всего, намек на описание меноры из видения Захарии.

7.

МЕНОРА ИЗ ВИДЕНИЯ ПРОРОКА ЗАХАРИИ 

«И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.
И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для масла наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;
и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.»

Захария, 4:1-3

«Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.  И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.»

 Захария, 4:11-3

Менора-13

Илл.12  Видение Меноры пророка Захарии.
Библия из Серверы. Писец Шмуэль бен Авраам. Иллюминатор Йосеф Царфати.
Пергамент, сусальное золото, темпера.
Сервера, Испания 1300г. Национальная библиотека, Лиссабон, Португалия

Таково видение пророка Захарии, открывшееся ему на 2-м году правления Дария, или же на в 520 г до н.э. Комментаторы Торы и проповедники (даршаним) толковали это видение Меноры как мессианский символ, возникший на фоне надежды на освобождение от иноземного ига, которая пробудилась в связи со строительством Второго Храма. Самый ранние известные нам примеры изображения меноры из видения Захарии мы находим в сефардских средневековых рукописях, например, в «ТаНаХе из Серверы», на достаточно хорошо сохранившемся последнем листе из Книги Захарии. Иллюминатор Йосеф Царфати безусловно обладал незаурядным мастерством. Золотая менора сефардского типа изображена на синем фоне, покрытом дробным сетчатым орнаментом. По бокам ее несколько натуралистично изображены светло-зеленые масличные деревья, но вот ветви их изгибаются почти в стиле «модерн». При всем этом миниатюрист сумел сохранить ясную цельность композиции, чистоту стиля и гармоничность колорита.

Как в Библии из Серверы, так и в других средневековых рукописях, видению Меноры пророка Захарии посвящался целый лист, что говорит о важности этого мотива для заказчиков, составителей и иллюминаторов. Несомненно, что Видению Захарии придавался эсхатологический смысл. Такая концепция и символическое, визуальное ее воплощение в виде Меноры в обрамлении масличных деревьев или любых других растительных мотивов, оказалась весьма живучей. Менора из видения Захарии перекочевала из средневековых рукописей на множество предметов еврейского декоративно-прикладного искусства: на украшения свитков Торы, декор синагог, церемониальную утварь, проникла в народную картинку, в книжную графику, пока не воплотилась в новейшее время в гербе Государства Израиль.

Менора-14

Илл.14  Сбор урожая маслин и изготовление масла для Храмовой Меноры.
Страница из Пятикнижия. Писец Шломо а-Коэн.
Пергамент, тушь. Немецкая Швейцария. 1294-95г.
Национальная библиотека, Париж, Франция

И если уж речь зашла о растительных элементах, то невозможно не полюбоваться на страницу из рукописи 13 века, иллюстрирующую сбор маслин и приготовление оливкового масла для Храмовой Меноры. И хотя изображено здесь вроде бы масличное дерево, а не сама менора, но уж больно олива напоминает семиствольный светильник. Быть может, это одно из ранних свидетельств смешения понятий древа и меноры, что постепенно приведет к многомерному символу Меноры-Древа Жизни. Рисунок виртуозно выполнен в технике микрографии, то есть рисунок можно прочитать.

Менора-15

Илл.15 Менора и каббалистические деревья-сфирот.
Р. Йосеф бен Авраам Джикатилла, «Шаарей Ора».
Пергамент, тушь. Испания. 1485-90гг.
Национальная библиотека, Париж, Франция

Говоря о средневековых еврейских рукописях, нельзя не упомянуть каббалистические сочинениях. В мистическом учении каббалы менора символизирует множество сложнейших понятий. Само строение меноры послужило причиной этого символического многообразия: ведь ее конструкция заключает в себе и единство (цельность) и множественность (умножение); тут же сакральное число «7», имманентное меноре, и ее сходство с деревом; золотой цельный слиток, из которого она была создана и свет, который она излучает. Совокупность этих исходных данных уготовила храмовому семисвечнику важное место в многосложной иерархии символической системы каббалы. На иллюстрации к труду испанского каббалиста р. Йосефа бен Авраама Джикатилла (1248 – после 1305), мы снова  встречаемся с «сефардской моделью» меноры, но в данном случае она является символом семи нижних сфирот, основополагающих понятий в учении каббалы. Дальнейшее развитие символа по цепочке Менора- Древо Жизни- Божественный свет-Мудрость Торы  было заложено в Средневековье под влиянием именно каббалистических воззрений.

См. также Часть I и Часть III 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.