next perv
Музей государства Израиль. Медный змей и город филистимлян
Если переехать через мост над рекой Яркон и пересечь улицу Роках, то первый же поворот направо приведет на улицу Хаима Леванона.
Прямо от угла начинается территория Музея государства Израиль, а через 200 метров вы увидите его вход.
В музее, основанном в 1953 г., представлены множество археологических, антропологических и исторических артефактов, собранных в серии выставочных павильонов.
Есть среди экспонатов музея и такие, которые непосредственно связаны с Писанием и позволяют ярко представить быт и ремесла народов библейских времен.
Павильон «Человек и его работа» – это живая демонстрация древних методов ткачества, гончарного и ювелирного искусств, придуманных нашими предшественниками способов помола зерна и выпечки хлеба.
Особый интерес представляет павильон, в котором представлены методы добычи и обработки меди в период медного и бронзового веков.
И сердцем этой экспозиции, безусловно, является медный змей с позолоченной головой – уникальная скульптура, обнаруженная в реконструированном храме древнего Мидьяна (царства полукочевых народов, обитавших на территории нынешней пустыне Негев). Этот змей и дал название павильону музея – Нехуштан. Именно так на иврите (от слова «нехошет» – «медь») называется легендарный Медный змей, которого изготовил Моше (Моисей) по приказу Творца и ради исцеления подвергшихся нападению ядовитых змей евреев.
Дело в том, что после многих лет странствий по пустыне бывшие рабы, ведомые из Египта, стали терять веру и роптать.
За что и последовала Б-жья кара: нашествие ядовитых змей, от укусов которых погибло много народа. После этого израильтяне раскаялись и упросили Моисея помолиться за них Господу. Моисей же, вдохновленный Творцом, изготовил медного змея и закрепил его на шесте. Всякий ужаленный змеёй, взглянув на эту статую, оставался в живых (Чис. 21:4—9), хотя мудрецы по этому поводу и сказали, что исцелял отравленных не сам змей, а взгляд наверх, к Небесам, пробуждающим к покаянию.
В другой книге Библии упоминается, что Нехуштан впоследствии стал для евреев запретным кумиром, идолом для поклонения, и поэтому был уничтожен благочестивым царём Езекией (Хизкияу) как элемент языческого культа. (Мелахим; 18:4).
Особый интерес для посетителей музея представляют также расположенные здесь раскопки самого северного города филистимлян – он назывался Тель-Касиле.
Даже далекий от религии человек при упоминании о филистимлянах вспомнит в первую очередь столкновения с ними богатыря Шимшона (Самсона) и его героическую смерть под обломками крыши пиршественного зала храма Дагона. Эту крышу ослепленный герой, приведенный в зал на потеху толпе, обрушил на головы врагов, опрокинув два подпиравших ее столба. (Суд.; 16:30).
Раскопки, которые проводились здесь в 1948 году Биньямином Мазаром (кстати, он считается «отцом» библейской израильской археологии и пионером в этом деле, ибо стал первым исследователем, который начал искать описанные в Танахе древности на территории независимого государства Израиль), явили миру настоящее сокровище.
Оказывается, «два столба» — это не выдумка и не некий образ, создающий эффектную картину: исполин, раздвигающий руками опорные столбы. Это реальный элемент филистимлянской архитектуры, а не гипербола автора Книги судей.
И мы убеждаемся: иногда даже такая, казалось бы, незначительная деталь позволяет совсем по-другому взглянуть на строки ТАНАХа, оживляя их и приближая к нам описываемые в них события.
Полезная информация.
Часы работы музея:
вс.–ср.: 10.00–16.00
чт.: 10.00–20.00 (этнографический и фольклорный павильоны открыты до 16.00)
пт.–сб.: 10.00–14.00
Адреса и контакты
2 Haim Levanon St., Ramat Aviv, Tel Aviv 69975
Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаима Леванона, 2.
☎ + 972 03 641 5244
mirit@eretzmuseum.org.il
www.eretzmuseum.org.il