next perv
Иерусалим. Стена Плача
Это величайшая святыня иудаизма – часть древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма.
Известна она всем как Стена плача. Но сами евреи называют ее по-другому – Западная Стена, на иврите – Котель Маарави. И хотя это не стена Храма, а лишь часть окружавшей его двор подпорной стены, возведенной при расширении Храмовой горы во времена царя Ирода, ее все равно почитают как самый священный из сохранившихся у евреев объект.
Считается, что именно арабы, видя, как евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда её название укоренилось и в других языках.
Такой она открывается вам, когда вы спускаетесь из Еврейского квартала, в ложбину, которая в древности носила название Долины сыроваров.
Западная Стена является для евреев самым святым местом и объектом паломничества. Из разрешённых и доступных для посещения мест (сама Храмовая гора запрещена в этом смысле вплоть до прихода Мессии и очищения всего народа от ритуальной нечистоты) Стена расположена ближе всех к самой святой для иудаизма точке.
Речь идет про так называемый Краеугольный Камень (на иврите Эвен аШтия). Именно на нем, по преданию, лежала голова сотворенного из праха первого человека Адама. На нем еврейский праотец Авраам собирался принести в жертву Творцу своего сына Ицхака. Тут же однажды ночевал праотец Яаков и наблюдал видение стоящей на земле и упирающейся в небо лестницы, по которой восходили и сходили ангелы.
Обычно под Западной Стеной понимается 57 метров открытого фрагмента древней стены, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Этот фрагмент выходит фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале и отведён для молитвы.
Возведена она была во времена Ирода для расширения площади Храмовой горы при масштабной реконструкции Храма.
После подавления римлянами восстания Бар-Кохбы в 135 г. н. э., императорским декретом евреям было запрещено проживать в Иерусалиме.
Имеются некоторые доказательства тому, что во 2 и 3 веках римские императоры все же давали евреям разрешение периодически посещать город для совершения богослужений на Масличной Горе, а иногда и на самой Храмовой Горе.
Когда же при Константине I империя стала христианской, евреи получили разрешение входить в город лишь один раз в году, 9 числа месяца ав (Тиша бэав), дабы возле стены оплакивать утрату Храма и горько сокрушаться о судьбе своего народа.
Время шло. По мере того, как нижние ряды кладки Ирода Великого покрывались земляными наносами, стена надстраивалась уже арабами, которые к тому же возвели на самой Храмовой горе мечеть Эль-Акса (с золотым куполом) и Купол скалы (серо-голубой).
Незадолго до начала периода крестовых войн у Стены уже появляется синагога.
И хотя арабские источники и сообщают, что эмир «оставил Западную Стену евреям, которые припадали к ней для молитвы», в 12-м веке сын Салах Ад-Дина отдает землю у стены мусульманским поселенцам из Марокко и они строят свои дома на расстоянии всего 8 локтей, то есть около 4 метров, от стены.
С течением столетий земля, прилегающая к Стене, продолжала застраиваться. Публичный доступ к Стене осуществлялся через Марокканский Квартал — лабиринт узких переулков.
В мае 1840 г. изданный Ибрагимом Пашой фирман запретил евреям пролагать проход перед Стеной. Он также предостерёг их от «повышения там своего голоса и демонстрирования своих книг».
С середины 19 века евреи делали неоднократные попытки выкупить так называемый Марокканский квартал – участок перед стеной – но все они не увенчались успехом.
Такой увидел Стену Плача и изобразил на своей картине 1885 года русский художник Василий Верещагин.
В годы Британского мандата британская администрация поначалу пыталась помочь евреям в приобретении участка у стены или хотя бы в безопасной организации молитв и обрядов. Но бешеное сопротивление мусульманской оппозиции зачастую заставляло английские власти вставать на ее сторону.
Противостояние евреев и арабов у Стены не раз приводило к столкновениям и даже кровопролитию.
Картина Марка Шагала 1932 года из собрания Тель-авивского художественного музея
Во время Войны за Независимость Израиля в 1948 году, Старый город вместе со всей Храмовой горой и Стеной был оккупирован Иорданией и, несмотря на то, что это было специально оговорено в Соглашении о прекращении огня, в течение последующих 19 лет ни израильские арабы, ни израильские евреи не могли посещать свои святые места на иорданских территориях. В том числе и Стену.
Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли весь Старый город, включая Западную Стену.
В течение сорока восьми часов после захвата Стены военными, пространство перед ней было полностью расчищено. Узкая мостовая, выделенная мусульманами для еврейских молитв, площадью в 140 квадратных метров стала обширной Площадью Западной Стены, покрывающей 20 000 квадратных метров. Теперь она может вместить до 400 тысяч человек.
Молящихся возле Западной Стены можно видеть в любое время суток. Стена привлекает евреев, как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Религиозные евреи всего мира молятся в направлении Западной Стены.
Практика помещения листков бумаги, содержащих написанные на них молитвы Богу, в трещины и щели в Западной Стене, началась, как минимум, более 300 лет назад. Самое раннее описание этой практики датируется началом 18-го в.
Сейчас между камней Западной Стены ежегодно вкладывается более миллиона записок, что стало традицией не только для туристов со всего мира, но и для мировых знаменитостей высочайшего уровня, включая президентов, членов королевских домов, Папу Римского. Записки пишутся почти на всех без исключения языках и во всех форматах.
Согласно иудейскому закону, молитвенные записки не могут быть выброшены, но их периодически собирают и хоронят на специально отведенном для этого участке.
Естественно, что многие из великих людей говорили и писали о Стене плача. И мне хотелось бы вспомнить высказывание Наполеона. Во время Египетского похода в самом конце 18-го века Наполеон с экспедиционным корпусом был в Палестине и, хотя и не дошел до Иерусалима, очень живо им интересовался.
В частности, ему рассказали о том, что есть там Стена плача, названная так потому, что евреи регулярно собираются около нее и со слезами молятся о восстановлении своего разрушенного Храма и государства.
«И как долго это уже происходит?» – спросил будущий император. Услышав же в ответ, что это длится с тех самых пор, как Храм был разрушен 1700 лет назад, он, на мгновение задумавшись, промолвил: «Ну что ж, если они такие упорные, то видимо восстановят…»
Да будет так! Амен!