next perv
Гробница пророков
Если вы подниметесь на Масличную гору и посмотрите на лежащий, как на ладони, Иерусалим с расположенной там площадки обозрения, вы увидите, что справа от еврейского кладбища круто вниз уходит узкая дорога с двухсторонним, как это ни странно, движением.
А рядом с началом этого спуска расположен небольшой огороженный участок. Вход туда – через ворота, укрепленные на колоннах. На колоннах – аббревиатура: РДМ – Русская Духовная Миссия. Хотя за воротами не видно, почему-то, никакой церкви – лишь обычный арабский жилой дом да небольшая железная дверь, за которой начинается спуск в пещеру.
Почему?
Пещера эта с древних времен почитается евреями, но в 1882-м году глава Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (более известный под своим мирским именем – Андрей Капустин) купил эту землю. Еврейская община Иерусалима возмутилась тогда и написала жалобу турецкому султану, а турки взяли с русских обещание – не строить здесь церкви и не вносить кресты в пещеру.
Слово свое Россия сдержала. И земля эта по-прежнему русская, хоть и живет на ней семья арабов, которая заботится о пещере и сохранившихся в ней еврейских захоронениях.
Издревле евреи ждали Высшего Суда, который, по легенде, должен состояться в конце времен именно у подножия Масличной горы, в долине ручья Кидрон (Кедрон). Вот почему еще две с половиной тысячи лет назад они избрали это место для кладбища, в которое ныне превратилась уже почти вся гора.
Две с половиной тысячи лет и погребальной пещере, о которой идет речь в этой статье. Но вначале – пара общих слов о похоронной традиции иудаизма.
Евреи всегда придавали огромное значение достойному прощанию с умершими. Библия многократно говорит о страхе остаться непогребенным. Пророки, особенно Ирмияу (Иеремия), угрожают грешникам тем, что они не удостоятся традиционных похорон.
Весьма важна в этом контексте библейская история о покупке первым еврейским праотцом Авраамом пещеры Махпела для семейного склепа и о том, как его потомки (Ицхак, Яаков и их супруги) старались обеспечить себе последнее пристанище именно в ней.
Библейская биография всегда заканчивается историей смерти и погребения (вероятно, отсюда же эта традиция перешла в светскую литературу и историографию в иудео-христианской цивилизации). В неканонической книге Тувьи (Товита; 1:17) говорится: «Алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стену Ниневии, погребал его». То есть, согласно этой цитате, похоронить пришельца так же важно, как и дать хлеб голодному и одежду нагому.
Захоронения периодов Первого и, особенно, Второго храмов, говорят о том, что люди не скупились на строительство гробниц и на их украшение.
Иудейские горы – очень старые, сильно подверженные эрозии, приводящей к большому количеству пещер. Покойников хоронили в пещерах, превращенных человеческими руками в уютные усыпальницы, испещренные маленькими нишами, размером чуть больше человеческого тела.
Иногда тела клали в саркофаги, чаще – просто в ниши, вырубленные в породе, после чего закрывали камнем. В усыпальнице тело лежало примерно год, после чего кости отмывались от распавшегося мяса. Вероятно, «перемывание костей» умершего сопровождалось обсуждением подробностей его земной жизни, что породило и известную идиому, присутствующую во многих языках. Далее «сухие кости» (которые, согласно пророку Йехезкелю (Иезекиилю) вновь покроются мясом после прихода Мессии) укладывались в оссуарии (на латыни ossuarium как раз происходит от os – «кость», на иврите גְּלוֹסְקָמָה – глускама, от греческого глоссо́комон — «шкатулка») – ящики для хранения костей умерших, которые укладывались в специально выделенные для них места в семейном склепе.
В пещеру, именуемую «Гробницей пророков», ведет внушительная лестница с большими, частично разрушенными временем, ступенями – так что пробежать по лестнице невозможно, можно только степенно и аккуратно спускаться, как и подобает в месте упокоения.
Лестница приводит в большой зал, в котором, вероятно, происходили обряды омывания и отпевания покойных. За ним – два параллельных коридора, идущих по дуге и соединенных между собой переходами. Отдельно узкий проход ведет к двум усыпальницам. Во внешнем коридоре вырублено еще около сорока усыпальниц, одна из которых заметно больше и выше других.
Как минимум, с 14-го века существует еврейская теория о том, что здесь были похоронены пророки Хаггай (Аггей) Малахи (Малкей) – в двух отдельных нишах, Захария – в большой усыпальнице в коридоре, и их ученики. Археологических доказательств этому не существует, да и не может существовать. Но иной традиции, которая бы связывала упомянутых пророков с какими-то другими могилами, не существует – поэтому отнесемся к существующей гипотезе с уважением.
Можно, впрочем, рассмотреть и иную трактовку происхождения старинного захоронения.
В древности практически все погребальные склепы были семейными. Так что, скорее всего, мы находимся в усыпальнице большой и богатой семьи.
В римско-византийскую эпоху (в четвертом – пятом веках новой эры) здесь уже появились дополнительные захоронения христианских паломников, о чем сообщаются сохранившиеся надписи по-гречески: «Антиох из Бацры», «Анамос из Пальмиры».
Вероятно, и сохранилась эта пещера именно потому, что в течение практически всего огромного периода (двух с половиной тысяч лет) с момента ее «освоения» она была «действующей»: сначала как гробница, потом как место паломничества.
Интересно, что и совсем неподалеку, в ста метрах ходьбы по упомянутой в самом начале этой статьи дороге вниз, расположена францисканская церковь Dominus Flevit, на территории которой также обнаружены погребальные склепы периода Второго храма: 7 саркофагов и 122 оссуария с надписями на иврите, арамейском и греческом языках. На многих камнях сохранились украшения.
Надо отметить, что вообще в Израиле и в частности в Иерусалиме, сохранилось много древних склепов. Но «Гробница пророков» – усыпальница такого размера и столь древняя – уникальна.