next perv

Магические сосуды вавилонских евреев



Новости, имеющие отношение к тематике нашего сайта, имеют самое разное происхождение, в том числе поступают и из криминальной хроники. Как сообщила израильская полиция, недавно в Иерусалиме прошел обыск в квартире подозреваемого в незаконной торговле древностями. В числе изъятых артефактов оказалось несколько еврейских магических сосудов 1500-летней давности.

Подозреваю, что, прочитав эти строки, многие читатели недоуменно пожмут плечами. А между тему, магические сосуды, судя по всему, были важным элементом культуры вавилонского еврейства эпохи Талмуда, и использовались в наиважнейшем деле – для защиты от демонов.

В Месопотамии и Иране — т.е. именно там, где в поздней античности и раннем средневековье находилась «Вавилония» талмудистов и гаонов — археологами было найдено множество глиняных сосудов, на стенках которых были написаны заклинания,  преимущественно на еврейском арамейском, но так же на сирийском и мандейском. Эти сосуды датируются преимущественно четвертым-седьмым вв., т.е. второй половиной талмудической эпохи, и ранними посталмудическими временами.

Сосуды покрыты надписями, сделанными на внутренней стороне, обычно чернилами. Надпись обычно идет спиральными концентрическими кругами, однако есть немало исключений из этого правила. Значительное количество подобных сосудов было найдено в 1888-89 во время раскопок в Нипуре, в основном в частных жилищах, перевернутыми донышками вверх.

По мнению ученых, эти сосуды служили ловушками для демонов. Хотя эта гипотеза подтверждается текстами многих надписей («связаны и запечатаны демоны и злые духи»), другие сосуды имели несколько иное предназначение — они должны были отгонять демонов от человека и/или жилища («теперь бегите и не тревожьте Комес бат Махлафту в ее доме и ее жилище»). Изгнание духа или демона по форме напоминало вручение разводного письма, а некоторые надписи на сосудах непосредственно используют терминологию еврейского письма — правда, на месте женщины, которой дают развод, мы находим имя Лилит или какого-либо другого демона:

Я, Комес бат Махлафта, развелась, отделилась, избавилась от тебя, Лилит, Лилит Пустынная… Я сказала тебе, Лилит, чью мать звали Палхан, а отца Пелахдад: выслушай и уходи прочь, и не тревожь Комес бат Махлафту в ее доме. Уходи из ее дома, и из ее жилища, и от Калеты и Артасии, ее детей… Ибо так сказал Иегупуа бар Перахия: Прислано тебе разводное письмо из-за моря.

Что еще интереснее, нередко подобные заклинания не только использовали терминологию гета (еврейского разводного письма), но и соответствовали юридическим требованиям, предъявляемым к подобному документу – например, указывать все имена того, кто разводится. Надпись на одном из сосудов даже упоминает предыдущий случай, когда имя демона не было записано, и «документ», таким образом, оказался «недействительным»:

Была Лилит, которая душила людей — рабби Иегошуа бар Перахия наложил на нее отлучение, но она не приняла его, так как он не знал ее имени.

Неоднократные упоминания Иегошуа бен (бар) Перахии – мудреца, который, согласно Талмуду, сумел справиться с «царицей демонов» — служат одним из многих доводов в пользу гипотезы, которой придерживается большинство исследователей – что эти сосуды с заклинаниями были изготовлены не просто евреями, но евреями, хотя бы немного знакомыми с талмудическими легальными формулировками.

Язык многих заклинаний был безошибочно идентифицирован как вавилонский еврейский арамейский. Многочисленные цитаты из Библии (на иврите) также свидетельствуют в пользу предположения, что перед  нами — изделия евреев, занимавшихся магией.

Однако если язык и содержание «разоблачают» еврейских магов, один элемент многих сосудов указывает на нееврейское участие: клиенты, для которых были изготовлены эти сосуды, часто носили ярко выраженные персидские, или даже зороастрийские теофорные  имена. Разумеется, некоторые евреи тоже могли носить персидские имена. Oднако многочисленность еврейских элементов на большинстве сосудов, в сочетании с явно нееврейским именем заказчика, с большой вероятностью является свидетельством интересных социо-культурных реалий  талмудической Вавилонии.

Будучи меньшинством, пусть даже многочисленным и уверенным в себе, в глазах местного населения вавилонские евреи могли выглядеть не просто «непохожими» или даже «чужеземцами», но и «иными», владеющими знаниями и силами, неподвластными коренным жителям страны. Как известно, общество нередко приписывает подобные магические способности именно различным  меньшинствам или маргинальным группам. Поэтому не исключено, что некоторые евреи, в свою  очередь, охотно предлагали местному населению различные магические услуги, связанные с изгнанием демонов. И хотя подобная деятельность, по крайней мере теоретически, вызывала неодобрение мудрецов, они не могли помешать своим единоверцам и соплеменникам реагировать на колоссальный спрос, существовавший на подобные услуги у их нееврейских соседей.

Александр Элькин

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.