Легендарный единорог родом из Израиля?
Единорог, мифическое существо, – чарующий образ, уходящий в глубину тысячелетий. Символизирующее собой целомудрие, а в более широком смысле духовную чистоту и искания, это животное встречается в многочисленных описаниях, его характеристики отличаются в зависимости от «географической привязки», но именно с ним связаны различные и многим известные мифы, которые дошли до наших дней и нашли отражение в современной культуре.
Не всегда единороги выглядели так, как мы представляем их сегодня – белый конь с большим рогом на лбу. Иногда их изображали похожими на козу, осла или вообще какую-то комбинацию из нескольких животных. А иногда вообще не существовало никакой лошади: просто в описаниях, разбросанных по всему миру, встречается словесное описание единорога, а, к примеру, на китайских статуэтках изображен дракон-единорог. Везде была своя история о единороге – только в данном конкретном случае данный единорог находился в другом месте. Может ли быть, что этим местом была Земля Израиля – Эрец Исраэль, – и что первоначальный миф об этом странном животном берет свое начало именно отсюда? Это только одно объяснение.
В то время как древние описания помещают единорога в долине Инда в Индии, согласно другим представлениям, описания этих мифических животных соотносят с африканскими носорогами или нарвалами, обитавшими в глубинах Северного Ледовитого океана.
Наряду со всем этим, распространено убеждение, что истории о единорогах связаны с животным, естественная среда обитания которого находится в нашей стране, в Негеве, и чье название упоминается в ТАНАХе, – «реэм» (רְאֵם, на латыни – Oryx, в настоящее время их называют ориксы или сернобыки – род из подсемейства саблерогих антилоп, обитают в Израиле и в арабских странах – прим. «Детали»). Ориксы бывают преимущественно белого цвета, и у них два прямых длинных, слегка загибающихся рога. Но причем тут разновидность антилопы и единорог, какая связь между ними?
Возможно, путаница между ориксом и единорогом началась с ошибочного перевода: древние переводы ТАНАХа на греческий (Септуагинта, «перевод семидесяти толковников») и латынь (Вульгата) интерпретировали еврейское слово «реэм» как «единорог» (Monoceros / unicornis). Упоминание о «реэме» встречается в нескольких танахических текстах. Ему приписывали особенности силы и мощи, а, кроме того, он считался одним из символов колена Эфраима.
Еврейские источники считали, что упоминаемое в ТАНАХе животное по имени «тахаш» и есть, собственно, тот самый единорог, которого мы себе и представляем. А позже слово «тахаш» пережило еще ряд любопытных трансформаций.
Но возможно, что связь между ориксом и мифом о единороге также сформировалась в реальном мире. Святая Земля всегда пользовалась неиссякаемой популярностью у паломников и туристов: они шли по тропам, по которым некогда шествовал и Иисус. Кто-то из путешественников, в том числе, и монахи, стремились своими словами описать впервые увиденное, изучить географию, ботанику и зоологию региона. И кстати в этих описаниях, особенно приходящихся на раннее Новое время, иногда встречаются описания – порой даже иллюстрированные – таинственного единорога.
Например, одна из первых печатных книг о путешествии по Святой Земле, книга немецкого путешественника Бернарда фон Брайденбаха снабжена иллюстрациями с изображениями животных, которые ему встречались на Земле Обетованной. Книга, которая находится в фондах Национальной библиотеки, была издана в 15 веке, а написана между 1484 и 1486 годами. Брайденбах прибыл из Венеции в Яффо, посетил Иерусалим и оттуда отправился в Синайскую пустыню. На рисунках можно увидеть ряд экзотических животных, таких как верблюд, крокодил, саламандра и единорог. Брайденбах пишет, что увидел одного из них именно на Синае. Это тот орикс, естественной средой обитания которого является Негев и районы пустыни?
Подробный рассказ о единороге также оставил после себя доминиканский монах Феликс Фабри, историк и путешественник, который в то время также посетил Палестину и также увидел единорога в Синайской пустыне и подробно описал грациозное животное, с непревзойденной силой, с более чем метровым рогом. Фабри написал, со слов местных жителей, что на единорога практически невозможно охотиться, но, ссылаясь на более ранние описания, указал, что успокоить, приручить нетренированное животное может только девственница.
В шестнадцатом веке здесь побывал францисканский монах Бьянко, который написал книгу путешествий, рассказав о своих впечатлениях. Он повторил паломнический маршрут Фабри из Венеции в Иерусалим, а затем – на гору Синай. Книга Бьянко включает в себя гравюру, напоминающая иллюстрации в книге фон Брайденбаха, и на этой гравюре изображено множество экзотических животных, которых монах видел во время своего путешествия. Здесь также можно увидеть павиана рядом с единорогом, на сей раз похожим на большого козла.
Каким образом можно объяснить все эти зарисовки и наблюдения? Согласно теории, лежащей в основе повествования о единорогах как о местном подвиде антилоп, если смотреть на них сбоку, то прямые и близко поставленные рога ориксов могут зрительно сливаться и выглядеть, как один рог. В то же время можно предположить, что местные жители, которые охотились на этих, довольно крупных животных, прекрасно знали, что у них два рога. Потому возникает другая версия, что история о единорогах основана на ориксах, которые потеряли по какой-то причине один свой рог; тем более что у таких крупных животных потерянные рога заново не вырастают.
Так кто же были эти единороги, описания которых оставили путешественники, побывавшие в Палестине? Действительно ли они столь грациозные и мощные животные, медленно пережевывающие листья с дерева, и спокойно взирающие на любопытных соглядатаев? Неужели путешественники и в самом деле сталкивались с животными, приручить которых могли исключительно молодые девушки? Или это плод фантазии или выдуманные истории, услышанные у костра? Возможно, мы никогда не узнаем истину. К счастью, можно попытаться посмотреть на единорогов сегодня: если вы хотите получить те ж впечатления, что и средневековые монахи и паломники, то можете отправиться в пустыню Арава. Там в заповеднике, носящем имя «Хай-Бар Йотвата», где в 1978 году начался беспрецедентный эксперимент по возвращению в природу редких видов животных, упоминавшихся в ТАНАХе, можно встретить около двухсот животных, которых некоторые любители истории предпочтут назвать единорогами.
Источник: сайт Детали.