next perv

Кто ты, царица Савская?



В своем историографическом проекте автор книги Царей использовал древние письменные источники. Как правило, он не забывал ссылаться на первоисточники –  книгу деяний царя Шеломо  или хроники Израильских и Иудейских царей, на случай если любопытный читатель в поисках дополнительной информации захочет туда заглянуть. К сожалению, те книги не дошли до нас, и сегодня мы можем лишь использовать методы исторического анализа, или наше воображение, в попытке восполнить  недостающие кусочки историографического пазеля. Если о том, что осталось вне повествовательных рамок книги Царей мы можем только догадываться, по поводу историй, которые попали в канонический корпус, можно задаться вопросом – почему именно они? Что та или иная история сообщает нам о времени и исторической роли Шеломо? Как именно она, в совокупности с другими письменными и материальными данными, позволяет лучше понять ту, столько далекую от нас эпоху?

История о приходе царицы Савской в Иерусалим и ее августейшей встрече с царем Шеломо исполнена значимости и величия: «А до царицы Савской дошел слух о славе Шеломо во имя Господа, и она пришла испытывать его загадками. И пришла она в Иерусалим с великим богатством – с верблюдами, груженными благовониями, множеством золота и драгоценных камней, и пришла к Шеломо, и сказала ему все, что собиралась…» (1 Царей 10:1-2).

Эта царица происходит из сабеев – народа, создавшего великое, хотя в каком-то смысле маргинальное царство на юге Аравийского полуострова, процветавшее с десятого в. до н.э. до шестого в. н.э. (уже как часть Химьярского царства) и оставившее после себя многочисленные строительные и письменные памятники. Существуют редкие упоминания сабеев в ближневосточных документах, свидетельствующие об их торговых контактах с соседними народами: в списках ассирийского царя Тилгат-Пилесера III (738 г. до н.э.) упоминается группа населения и территория Саба (lúSaba-ɂ-aa, uruSaab-ɂ-aa), по всей видимости в северо-центральной и западной Аравии, а древнейшие данные о торговых контактах между Южной Аравией и Месопотамией относятся к девятому веку до н.э. Неопределенное число сабеев находились в Газе в 734 году до н.э, а в 716 году до н.э., согласно анналам ассирийского царя Саргона II, ассирийцы в Газе получают «дары» от ряда аравийских правителей, и среди них от сабея Итамара (mItamra kurSabaaa); видимо, речь идет о сабейской царе Итамаре Байине сыне Сумухуала, упоминаемом в сабейской эпиграфике. В 685 году до н.э. ассирийский царь Санхерив получает «дар» от Карибила, «царя земли Савской» (kurSaba). Скорее всего, это Карибил Ватар сын Дамарала, наиболее прославленный сабейский царь, деяниям которого посвящены две надписи из храма племенного бога сабеев Алмакаха в городе Сирвахе: Карибил провел несколько победных военных походов, установив контроль над торговыми путями в регионе.

О реальном ассирийском или вавилонском контроле над Южной Аравией не было и речи: удаленность этого региона и защитная стена Аравийской пустыни охраняла его от захватнических войн больших империй. Попытки Новоассирийской и Нововавилонской держав распространить свое влияние на Аравию не выходили за пределы южной Сирии и северного Хиджаза. Греческие историки (среди них Плиний и Страбон) упоминают Сабейское царство и, в особенности, процветавшую там торговлю пряностями. Военный поход римского префекта в Египте Марка Элия Галла против Сабейского царства в 24 году до н.э. и провалившаяся шестидневная осада столицы – города Мариб, нашел отражение в римской историографии.

Библейская генеалогия подчеркивает родство сабеев и сынов Йакова. Согласно Бытие 10:28 Сава (или Шева Šᵊbāɂ) – один из тринадцати сыновей Йоктана, потомков Шема, расселившихся в Южной Аравией. В Быт 25:3 упоминается Сава сын Йокшана, сына Кетуры, наложницы Авраама, брат Дедана. Эта традиция также представляет Саву как основателя родов в южной и северо-западной Аравии, в то время как его брат Дедан ассоциируется с населением Северной Аравии (ср. Иезикиель 38:13, Иов 6:19); сабеи и их земли ассоциируется с золотом (Псалом 72:15), благовониями (Иеремия 6:20, Ис 60:6), грабительскими набегами (Иов 1:15) и торговлей рабами (Иоель 4:8).  Археологи датируют начало торговли между Аравией и Левантом десятым веком. Есть непосредственные указания на развитие торговли между Южной Аравией и центрами Южного Ханаана – Моавом и Беер-Шевой – уже к восьмому веку до н.э., а в недавно опубликованной сабейской надписи конца 7 в. до н.э.  упоминается сабейская торговая экспедиция в ɂhgr yhd «города Иудеи».

Сабейское «племенное государство» возникло в первой половине первого тысячелетия до н.э., в результате миграции кочевых групп, вытеснивших старое сельскохозяйственное население: сабеи вышли из района Южного Ханаана, прошли через север Аравийского полуострова и осели на юге Аравии к началу десятого века до н.э.; присутствие сабеев в северной Аравии указывает на то, что волна миграции на юг не была всеобщей и что часть сабейского населения осталась на севере или в центре полуострова. Такая модель поэтапного перемещения кочевой группы и ее перехода к оседлой структуре общества имеет интересные параллели: древнееврейские племена также «разделились» и обосновались в двух центрах – Заиордании и Ханаане и арамейская кочевая волна расщепилась на две ветви – юго-восточную (вавилонскую) и северо-западную (сирийскую). Географическое (и генетическое) родство и схожесть исторических судеб двух народов, во всяком случаи на раннем этапе их истории, очевидны как из библейских, так и из внебиблейских источников.

Настоящий исторический контекст позволяет оценить политическую важность встречи царя Соломона и царицы Савской. Как и в вышеупомянутых историях о сабейских царях, ее приход сопровождается поднесением богатых даров. Хотя размеры даров могут показаться сказочно преувеличенными (666 талантов золота, подаренных ею Соломону, соответствуют 20 тоннам), она привозит в Иерусалим типичные продукты южно-аравийской торговли – золото, благовония и драгоценные камни. Мы не знаем, откуда именно она пришла – с юга Аравии или из ее северно-центральной части, где также было заметно присутствие сабеев. Согласно некоторым данным, благовония появились в древнем Израиле к концу седьмого века н.э., а упоминания об аравийских царицах восходят к середине восьмого века до н.э., тем не менее, ничего не мешает возвести прототип истории о встрече Сабейской царицы и Иерусалимского царя к десятому веку до н.э. Историческое зерно истории указывает на ситуацию, при которой Сабейскому царству, стремившемуся к господству над торговыми центрами Аравии, было необходимо договориться с правителем, контролирующем Ханаан, прежде всего его южные районы, где проходили важнейшие торговые пути.  

История великой сабейской царицы не заканчивается повествованием в книге Царей. Более поздние традиции – христианская, еврейская, исламская, эфиопская – проводят «новые подробности» о ее встрече с легендарным царем и развивают этот увлекательный образ, наделяя его мифическими, порой даже демоническими чертами. Но об этом – в другом эссе.  Когда-то, на заре израильского царства, могущественная повелительница аравийского племени переступила порог иерусалимского дворца, принесла богатые дары своей земли и на равных говорила с мудрейшем из царей. Ах, как бы хотелось побольше о ней узнать!

Библиография:

Beeston, A.F.L. “Sabaʾ,” Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. Brill Online 2014.

Bron, F. and Lemaire, A. 2009. “Nouvelle inscription Sabéenne et le Commerce en Transeuphratène,” Transeuphratène 38.

Ephˁal, I.  The Ancient Arabs: Nomads on the Borders of the Fertile Crescent, 9th-5th Centuries B.C. Jerusalem: Magnes Press, 1984.

Finkelstein, I. 1988. “Arabian Trade and Socio-political Conditions in the Negev in the Twelfth-Eleventh Centuries, B.C.E., ”  JNES 47:241-252.

Garbini, G. “The Origins of South Arabians,” Scripta Yemenica: issledovaniiapo IUzhnoĭ Aravii: sbornik nauchnykh stateĭ v chestʹ 60-letiiaM.B. Piotrovskogo  [sostavitelʹ i otvetstvennyĭ redaktor A.V. Sedov], Moskva: Vostochnai︠a︡ literatura RAN, 2004, pp. 203-209

Knauf, E. A. 1989а. “The Migration of the Script, and the Formation of the State in South Arabia,” Proceedings of the Seminar for Arabian Studies 19 (= Proceedings of the Twenty Second Seminar for Arabian Studies Held at Oxford on 26th – 28th July 1988), pp.79-91.

Knauf, E. A., „Südarabien, Nordarabien und die Hebräische Bibel,“ in N. Nebes (Hg.), Arabia felix (FS W.W. Müller), Wiesbaden 1994, 115-122.

Lemaire, A. “South Arabia,” Biblical Archaeology Review, Januany/February 2010: 55-78.

Liverani, M. 1992. “Early Caravan Trade between South Arabia and Mesopotamia,” Yemen 1, pp. 111–115

Retsö, J. The Arabs in Antiquity: Their History from the Assyrians to the Umayyads.  New York: Routledge Curzon, 2003

Wissmann, H. von. Die Geschichte von Saba II. Das Großreich der Sabäer bis zu seinem Ende im frühen 4. Jh.v.Chr. Vienna: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1982.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.