next perv

Крепость Бакхида – евангельский Эммаус?



Археологам удалось обнаружить руины мощных 2200-летних эллинистических укреплений,  которые, возможно, возвел полководец Селевкидов, победивший Йегуду Макавея, главного героя ханукальной истории. Некоторые исследователи полагают, что это открытие так же поможет определить местонахождение города Эммаус, где, согласно Новому Завету, Иисус впервые явился ученикам после своего воскресения.

С 2017 года франко-израильская археологическая экспедиция проводит раскопки в Кирьят Яарим – на холме недалеко от арабской деревни Абу Гош, откуда прекрасно просматривается Иерусалим. Считается, что в этом месте в течение двадцати лет хранился Ковчег Завета, пока царь Давид не перенес его в Иерусалим.

Значительная часть находок, сделанных в этом месте, действительно связаны с библейской эпохой. Однако в 2019 году археологи нашли следы, по меньшей мере, двух гораздо более поздних эпох. Во-первых, это мощные укрепления, датированные II веком до н.э., т.е. позднеэллинистической эпохой.  Позже эти укрепления  были восстановлены и отремонтированы римлянами в I веке н.э.

«Важность этого места, господствующего над Иерусалимом, понимали в самые разные времена. В VIII веке до н.э., затем в эллинистический период, а затем во время Великого восстания и осады Иерусалима в 70 году н.э.», – говорит известный израильский археолог Исраэль Финкельштейн.  И действительно, тот, кто контролировал этот холм, контролировал подходы к Иерусалиму со стороны побережья.

Мощные стены найденной крепости достигают трех метров в толщину, и в некоторых местах до сих пор возвышаются почти на два метра. Недавно археологи так же откопали конструкцию, видимо, служившую основанием башни. .

Через двести с лишним лет после того, как эта эллинистическая крепость была построена, она была восстановлена римлянами, и в ней разместился римский гарнизон. Об этом свидетельствует найденная римская керамика, монеты того времени, а так же гвозди, которые легионеры использовали для своих сандалий. Кроме того, в Кирьят Яарим и соседней деревне Абу Гош археологи еще прежде обнаружили римские надписи, согласно которым здесь стояло подразделение Х римского легиона.

Надпись, найденная в Абу Гоше

Во II веке до н.э. в Иудее шла война между войсками империи Селевкидов и еврейскими повстанцами во главе с Йегудой Маккавеем и его братьями. В ходе этой войны евреи в 164 году до н.э. евреи освободили Иерусалим и очистили Храм, в честь чего был установлен праздник Ханука.  Однако война продолжалась еще много лет; потребовалось немало сражений, прежде чем Иудея окончательно обрела независимость.

Йегуда Маккавей погиб в 160 году до н.э. в сражение с Бакхидом (Вакхидом), направленным в Иудею на подавление восстания. Бакхид занял Иерусалим, и построил мощную крепость, контролировавшую подступы к столице. Кроме того, он укрепил Акру – греческую цитадель в самом Иерусалиме, чьи развалины были найдены в 2015 году.

Согласно I  книге Маккавеев, 9:50-53  Бакхид так же построил в Иудее несколько других крепостей:

И возвратился он в Иерусалим и построил в Иудее крепкие города: крепость в Иерихоне, и Еммаум и Вефорон, и Вефиль и Фамнафу в Фарафоне, и Тефон с высокими стенами, воротами и запорами, и поставил в них стражу, чтобы враждебно действовать против Израиля.Укрепил также город в Вефсуре и Газару и крепость и оставил в них войско со съестными запасами, и взял в заложники сыновей вождей страны и поместил их в Иерусалимской крепости под стражею.

Кирьят Яирима в этом списке, как видим, нет, по крайней мере, под этим названием. Однако в списке есть одно неизвестное место, которое, судя по всему, находилось западнее Иерусалима и контролировало стратегическую артерию, соединявшую Иерусалим со средиземноморским побережьем. Речь идет о Еммауме (Эммаусе).

Поскольку других эллинистических укреплений в указанном районе не найдено, Финкельштейн и его французский коллега Томас Ремер (Thomas Römer) предположили, что, по-видимому, недавно найденная в Кирьят Яариме цитадель является той самой крепостью, построенной Бакхидом.

Название селения Эммаус хорошо знакомо христианам: именно здесь, согласно евангелисту Луке, впервые явился своим ученикам после распятия:

В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях.И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

Лука, 24:13-16

Рембрандт, Ужин в Эммаусе

Можно ли утверждать, что евангельское чудо произошло в крепости, построенной Бакхидом?  Согласно Луке, Эммаус, где Иисус явился своим ученикам, находился «в 60 стадиях» от Иерусалима. Это вполне соответствует местоположению Кирьят Яарима, расположенному в 11 километрах от столицы. Поэтому Финкельштей и Ремер предположили, что евангелист говорит именно о крепости, построенной Бакхидом – или, иными словами, что им удалось найти место, где произошло одно из величайших евангельских чудес!

Не все исследователи согласны с этим выводом. «Гипотеза Финкельштейна и Ремера очень хороша с точки зрения археологии, географии и топографии», – говорит профессор-эмиритус Биньямин-Исаак, – «Однако это спекуляция и остается спекуляцией».

Греческое слово эмаус является переводом еврейского хама («горячий источник»).  Поэтому, говорит Ремер, вполне логично, что так называли не одно, а несколько разных мест.

Согласно наиболее распространенной точке зрения,  евангельский Эммаус это Эммаус Никополь примерно в 30 километрах от Иерусалима, недалеко от нынешнего перекрестка Латрун.  (За несколько лет до гибели Йегуда Маккавей разгромил здесь греческую армию). Этого мнения придерживался, в частности, знаменитый Евсевий Кесарийский, автор «Ономастикона»:

Еммаус (Emniaus), откуда, был Клеопа, о котором упоминает евангелист Лука; это ныне Никополь, известный, город Палестины.

Эммаус Никополь, развалины византийской церкви, восстановленной позже крестоносцами

Видимо, именно поэтому арабская деревня, возникшая позже на этом месте, называлась Имвас. (Деревня была разрушена израильтянами после Шестдневной войны). Однако Эммаус-Никополь находился примерно в 25 километрах от Иерусалима- вдвое дальше, чем место, упомянутое Лукой.

Вторым «кандидатом» является современные поселок Моца, расположенный между Кирьят Яаримом и Иерусалимом. Это связано с тем, что, согласно Флавию, император Веспасиан основал в этом месте римскую колонию: «Восемьсот выслужившихся солдат он наделил землею в районе Эммауса, в 60 стадиях от Иерусалима» (Иудейская война, 7:6:6).  До 1948 года на месте Моцы находилась арабская деревня Калунию (разрушенная во время Войны за независимость) – возможно, от латинского colonia.

Вместе с тем, говорит Ремер, не все христиане были согласны с Евсевием. Некоторые полагали, что чудо произошло именно в Абу Гоше. Поэтому в XII веке крестоносцы построили здесь церковь Воскресения,  богато украшенную фресками.  Само же это место крестоносцы называли Castellum Emmaus – замок Эммаус.

Поэтому, несмотря на возражения коллег,  Ремер продолжает настаивать на своей версии: «Я полагаю, что Кирьят Яарим это и есть Эммаус Нового Завета», – говорит исследователь.

По материалам газеты Ha-Aretz.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.