Конец Хазарии
Недавно российские археологи заявили, что, возможно, им удалось найти Итиль, столицу Хазарского каганата. В связи с этим мы решили напомнить читателям о том, как погибли этот город и хазарская держава, правители которой, как известно, исповедовали иудаизм.
В своем послании кордовскому визирю Хасдаю ибн Шапруту последний хазарский царь Иосиф с гордостью описывал свою страну как могучее царство, собирающее дано со всех окрестных народов, живущих вдоль северных берегов Каспия и Черного моря:
Что касается твоего вопроса о протяжении нашей страны и ее длине и ширине, то (знай, что) она расположена подле реки , примыкающей к Гурганскому морю <Каспию>, на восток на протяжении четырех месяцев пути . Подле (этой) реки расположены весьма многочисленные народы в бесчисленном множестве; они живут и в селах и городах и в укрепленных (стенами) городах. Их девять народов, которые не поддаются (точному) распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань. Оттуда граница поворачивает (и доходит) до Гургана Все живущие по берегу (этого) моря на протяжении одного месяца пути платят мне дань. … Все жители страны Баса и Т-н-т до (самого) моря Кустантинии <Черного>, на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны живут 13 народов многочисленных и сильных, располагающихся по берегу моря Кустантинии…Они многочисленны, как песок, который на берегу моря , и платят мне дань.
Однако, как справедливо заметила советская исследовательница Плетнева, к середине Х века Хазарский каганат был могучей державой только в воображении его правителей. К моменту написания письма восточноприазовские степи были заняты враждебными хазарами печенегами, Волжская Булгария обрела независимость, большинство славянских племен платило дань не Итилю, а обосновавшимся в Киеве варягам…
Что хуже всего, к середине Х века у Хазарского каганата, похоже, практически не осталось союзников. По крайней мере, такой вывод напрашивается из слов византийского императора Константина Багрянородного (Об управлении империей», гл. 10, 13), который перечисляет едва ли не всех соседей хазар в качестве их потенциальных врагов:
[Знай], что узы способны воевать с хазарами, поскольку находятся с ними в соседстве, подобно тому как и эксусиократор Алании. ….[Знай], что девять Климатов Хазарии прилегают к Алании и может алан, если, конечно, хочет, грабить их отселе и причинять великий ущерб и бедствия хазарам, поскольку из этих девяти Климатов являлись вся жизнь и изобилие Хазарии… Знай, что так называемая Черная Булгария может воевать с хазарами
Правда, Хазария еще сохранила достаточно сил, чтобы наносить своим врагам чувствительные удары. Так, если верить Кембриджскому документу, предшественник царь Иосифа, его отец Аарон, провел победоносную кампанию против алан, восставших против каганата в результате византийских интриг:
Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь. Но Аарон нанял против него царя турок, так как тот был [с ним дружен] , и низвергся царь аланский перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почет и взял дочь его в жены своему сыну, Иосифу. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю.
Однако, как показали дальнейшие события, силы хазарского государства были уже на исходе. Так что достаточно было одного сильного удара, чтобы каганат не только утратил положение «региональной сверхдержавы», но в течении непродолжительного времени и вовсе прекратил свое существование в качестве независимого государства.
В течение нескольких десятилетий главным врагом хазар были печенеги (пачинаки), захватившие часть земель, некогда подвластных каганату Однако смертельный удар Хазарии нанес киевский князь Святослав Игоревич, перехвативший в 964 году бразды правление о своей матери, вдовы Игоря Старого княгини Ольги.
Согласно Повести временных лет, первоначально Святослав продолжал политику первых варяжских князей, утверждавшихся на Восточноевропейской равнине – вторгся в земли вятичей (последнего из славянских племен, все еще платившего дань хазарам): « И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: Кому дань даете? Они же ответили: Хазарам по щелягу с сохи даем». Дальше, однако, все пошло совсем не так, как прежде. Вместо того, чтобы, подобно Олегу, сообщить вятичам о том, кто отныне является их «крышей», Святослав ничего не говорит о дани, но впервые в русской истории предпринимает поход против самих хазар.
Русские летописи сообщают об этом походе достаточно кратко: Святослав разгромил войско кагана, вышедшего ему навстречу, после чего овладел Саркелом (Белой Вежей) – крепостью, построенной для хазар византийцами на левом берегу Дона. Однако согласно восточным свидетельства, русские дружины дошли до низовьев Волги, где сожгли и старую столицу Хазарии Семендар, и новую – Итиль. По сообщению мусульманских авторов, русские так же разгромили Волжскую Булгарию, о походе против которой русские летописи не знают.
В конце 70-х годов Х в. многие хазары, бежавшие от войск Святослава, вернулись в Итиль и попытались восстановить город. Однако каганат окончательно утратил свое влиянив в регионе, превратившись в данники Киевского княжества.
В Повести временных лет нет сведений о том, когда хазары стали данниками Киева. Сообщение об этом мы находим в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» киевского монаха Иакова – апологетическом сочинении XI века, написанном, как видно из названия, ради восхваления и прославления «равноапостольского» князя Владимира Крестителя. Согласно этому источнику, среди данников князя были и хазары, против которых Владимир, подобно своему отцу, так же предпринял победоносный поход:
Когда князь Владимир добрые дела совершал, то божья благодать освещала сердце его и рука господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил.
Однако даже полусамостоятельное существование Хазарии было весьма непродолжительным. Всякие упоминания о нем окончательно исчезают к середине XI века.
Что же касается хазарского иудаизма, то его история оказалась достаточно непродолжительной. Несколько восточных авторов независимо друг от друга свидетельствует, что вскоре после похода Святослава хазарская верхушка переменила веру, обратившись на этот раз в ислам:
Ал-Мукаддаси: Слышал я, что ал-Мамун < эмир Северного Хорезма (со столицей Ургенч) Ма’мун ибн Мухаммед> совершил на них поход из ал-Джурджании < Ургенча>, овладел (Хазарией) и обратил ее в ислам Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной.
Ибн. Мискавейх: И стало известно < в 354 году хиждры – 965 году н.э.> , что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя.
Ибн ал-Асир: И в этом (году) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные , но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам.
Часть хазарских иудеев некоторое время сохранила верность религии Моисея и Израиля. Однако и у них произошла определенная смена вектора. Во времена хазарского царя Иосии местные иудеи, по его словам, исповедовали раввиностический иудаизм, ревностно придерживаясь законов как Письменной, так и Устной Торы. Однако еврейский торговец и путешественник Петахия из Регенсбурга, побывавший в землях бывшей Хазарии в конце XII века, наблюдал совершенно иную картину – большинство местных евреев были караимами, и ничего не слышали об установлениях мудрецов Талмуда:
Настоящих евреев нет в земле кедаров, а живут там только миним (караимы, дословно «еретики») Когда р. Петахия спросил их, почему они не веруют словам и преданиям мудрецов, они отвечали: “Потому что этому предки нас не учили”. Накануне субботы они нарезают весь хлеб, который едят в субботу, едят его впотьмах и сидят весь день на одном месте. Молитва их в этот день состоит только из чтения псалмов, и когда раби Петахия прочел им наши молитвы и молитву после еды, установленные Талмудом, то это им очень понравилось; причем они сказали, что отроду не слыхали и не знают, что такое Талмуд.
Согласно Повести временных лет, когда в 986 году князь Владимир задумался о смене веры, среди тех, кто пришел ео агитировать, были так же некие хазарские евреи. Однако кем они были, раббанитами-«ортодоксами» или караимами, ответить решительно невозможно, поскольку под приведенным от их имени летописным «символе веры («Мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля… <закон у нас > -обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу» ) могли бы подписаться и те, и другие.
Марк Зайцев