Кончина Йакова и Йосефа
Профессор Нахум Сарна [1]
Недельная глава Вайехи
За исключением некоторых деталей, касающихся карьеры Йосефа, Тора почти ничего не сообщает о жизни Йакова и его семьи в Египте. Семнадцать лет, прожитых праотцом в стране фараонов[1], Писание обходит молчанием – так же, как пятьдесят пять лет, на которые Йосеф пережил своего отца[2]. Подробно рассказывается лишь о прощальном благословении детей и внуков, а также о деталях погребения последнего из праотцов.
Йаков благословляет своих детей. Библия Мациевского, 13 в.
В последний сюжет рассказчик добавил египетского колорита, сообщив, что тела – сначала Яакова, а затем и Йосефа – были забальзамированы:
«И повелел Йосеф слугам своим, врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля…И умер Йосеф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте» (Берешит, 50:1-2; 23).
Это единственный случай, когда Библия упоминает об этом национальном египетском обычае. Известно, что бальзамирование было сложным ритуалом, игравшим важную роль в египетском культе мертвых. Это был ярко выраженный религиозный обряд, связанный с верою в посмертную жизнь, которую египтяне были не в силах представить иначе, как в контексте представления и сохранения физического тела[3]. Поэтому заслуживает внимание то, что бальзамирование тел Яакова и Йосефа не несло никакого религиозного смысла, но преследовало сугубо практические цели: Яакова должны были похоронить далеко от того места, где он умер, а Йосеф сам завещал вынести свое тело из Египта. Соответственно, в обоих случаях следовало позаботиться о сохранности тела.
Для египтологов несомненный интерес представляет также срок жизни Йосефа, который умер ста десяти лет отроду (Берешит, 50:22). Дело в том, что в древнем Египте 110 лет считались идеальной продолжительностью жизни. Об этом, в частности, свидетельствуют слова сановника в так называемом Поучении Птаххотепа (единственном сохранившимся в полном виде дидактическим произведением времени Древнего царства) : «То, что я сделал на земле, не назовешь незначительным. Я достиг возраста ста десяти лет».
На сегодняшний день в египетских текстах найдено двадцать семь упоминаний, что 110 лет считалось идеальной продолжительностью жизни.
Бросается в глаза разительный контраст между государственными похоронами Йакова с последующим погребением в пещере Махпела и весьма скромным погребением самого Йосефа в Египте. Создается впечатление, что за пятьдесят пять лет, прошедших между этими событиями, положение евреев в Египте ухудшилось. И Йаков, и Йосеф умерли с обещанием грядущего избавления на устах. Таким образом, эпоха праотцов началась и закончилась на одной ноте:
И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением (Берешит, 12:1-2).
И сказал Йаков Йосефу: Бог Всемогущий явился ко мне в Лузе, в земле ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: Вот, Я распложу тебя и размножу тебя, и сделаю тебя собранием народов, и дам землю эту потомству твоему после тебя во владение вечное… И заклял Йосеф сынов Израиля, говоря: верно вспомнит Бог о вас, тогда вынесите кости мои отсюда (Берешит, 48:3-4, 50:25).
Иллюстрация: Оуэн Джонс, из «Истории Иосифа и его братьев», 1869.
Формативный период еврейской истории подошел к концу. Народ Израиля ждала величайшая национальная драма:
Бог, верно, вспомнит о вас и выведет вас из земли этой в землю, о которой клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову (Берешит, 50:2).