next perv

Когда читают свиток Эстер?



Что за вопрос, разумеется, в Пурим! – воскликнут многие наши читатели, увидев заголовок. Однако не все так просто.

Как мы помним, согласно библейской книге Эстер, евреи Персидской империи сражались со своими врагами 13 адара, а 14 адара смогли отдохнуть. Однако в столице Шушане боевые действия, по просьбе царицы, продолжались не один день, а два: «А иудеи, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день этого месяца и в четырнадцатый день его; а в пятнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья» (Эстер, 9:18). Соответственно, 14 адара стало праздником: «Иудеи-горожане, живущие в открытых городах, делают четырнадцатый день месяца Адара днем веселья и пиршества, и днем праздника и посылания подарков друг другу» (там же, 19).

Однако в Шушане (Сузах), столице империи, по просьбе царицы евреи получили разрешение громить врагов не один день, а целых два. Соответственно, столичные евреи смогли отдохнуть только 15 адара:

И сказала Эстэр: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве. И сказал царь, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана. Также и в четырнадцатый день месяца Адара собрались иудеи, которые в Шушане, и убили в Шушане триста человек, а на грабеж не простерли руки своей. И остальные иудеи, которые в областях царских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч (человек), а на грабеж не простерли руки своей. В тринадцатый день месяца Адара, а в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья. А иудеи, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день этого (месяца) и в четырнадцатый день его; а в пятнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья.

Там же, 13-18

В память о боевых действиях в Шушане мудрецы постановили, что во всех израильских городах, которые были окружены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Пурим будут отмечать не 14, а 15 адара. Этот день получил название Шушан-Пурим («шушанский Пурим).

Однако какие города были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна? Поскольку мудрецы и раввины не были археологами, им пришлось решать этот вопрос, руководствуясь исключительно свидетельствами Библии. В результате соответствующий статус получил только один город, Иерусалим, который, согласно Писанию, был настолько хорошо укреплен, что евреи не сумели захватить его и погнать живших там йевусеев (Йегошуа, 15:63).

Соответственно, жители Иерусалима празднуют Пурим 15 адара, и ведут себя в этот день точно так же, как все остальные евреи 14 адара: читают книгу Эстер, посылают друг другу угощения, раздают милостыню нуждающимся и устраивают праздничный пир.

14 адара в Иерусалиме, напротив, обычный будний день – в частности, и в утренней, и в послеполуденной молитве читают таханун.

Подавляющее большинство израильских городов, а так же все населенные пункты других стран мудрецы провозгласили «открытыми». Соответственно, тамошние евреи празднуют Пурим 14 адара.

Однако в отношении нескольких израильских городов раввины так и не смогли прийти к окончательному выводу, следует ли считать их окруженными стеной в эпоху завоевания Ханаана. В этом списке оказались Цфат, Хайфа, Лод, Акко, Яффо, Хеврон и Тверия. Будь на месте раввинов историк, последний город он сразу бы вычеркнул – Тверия была основана в 17 году н.э. Иродом Антиппой, и была названа в честь императора Тиберия. Да и Цфат в Галилее впервые упоминается в «Иудейской войне» Иосифа Флавия. Однако наши мудрецы, как мы уже сказали, историками не были.

Соответственно, живущие в этих городах евреи поступают следующим образом: отпраздновав Пурим 14 адара, вечером, с наступлением 15 адара, снова читают свиток Эстер, однако не произносят никаких благословений ни до, ни после чтения. Утром 15 адара читают обычную будничную Амиду, без пуримской вставки «За чудеса». Тору не читают, однако свиток Эстер – читают еще раз (без благословений). В течение дня в этих городах выполняют по минимуму заповеди посылать угощения и помогать бедным. А садясь обедать, стараются подать на стол какое-нибудь дополнительное кушанье и/или немного вина.

Таким образом, в нескольких городах евреи читают книгу Эстер в течение двух дней, четыре раза.

Евгений Наумов

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.