Каких птиц приносили в жертву в Иерусалиме
Как сообщает газета Jerusalem Post, анализ птичьих останков, найденных в ходе раскопок в Иерусалиме, подтвердил, что в Храме приносили в жертву голубей и горлиц, т.е. именно тех птиц, которых пригодны для алтаря согласно Библии. Об этом сообщает недавнее исследование, опубликованное Бюллетенем Американского общества ориенталистики (American Schools of Oriental Research).
Согласно библейскому рассказу о Потопе, именно голубь сообщил Ноаху, что вода спала:
Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
Берешит, 8:8-11
Начиная с этого сюжета и заканчивая законами кашрута и жертвоприношений, птицы играли важную роль в библейском повествовании.
Зоо-археолог из Тель-Авивского университета Абра Спициарих (Abra Spiciarich) начала свое исследования в рамках научного проекта, посвященного еврейским диетарным законам. В частности, она попыталасья сравнить списки птиц, живших в Ханаане в библейские времена, с перечнем птиц, упомянутых в Писании.
Как уже было сказано, голуби и горлицы неоднократно упоминаются в Торе в качестве птиц, пригодных для жертвоприношения. К примеру, неимущие грешники приносили их в качестве жертвы повинности:
Если же он не в состоянии принести овцы, то в повинность за грех свой пусть принесет Господу двух горлиц или двух молодых голубей, одного в жертву за грех, а другого во всесожжение; пусть принесет их к священнику, и [священник] представит прежде ту из сих птиц, которая за грех, и надломит голову ее от шеи ее, но не отделит; и покропит кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех; а другую употребит во всесожжение по установлению; и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил, и прощено будет ему.
Ваикра, 5:7-10
После родов женщина считалась нечистой, а, по окончанию периода нечистоты – принести в жертву агнца и голубя:
По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола.
Там же, 12:7-8
Однако, как отмечает Спициарих, некоторые исследователи скептически относились к этим библейским текстам, выражая сомнения, что они соответствовали реальной практике – поскольку все животные, перечисленные в Торе, являются домашними, и только голуби и горлицы никогда не были одомашнены. Соответственно, скептики полагали, что «на самом деле» в жертву приносили кур.
Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи проверили кости, найденные в 19 местах. Среди останков эпохи первого Храма, найденных в районе Храмовой горы, было обнаружено большое количество костей голубей и горлиц. В жилых районах Иерусалима, напротив, костей этих птиц практически не обнаружено, зато есть свидетельства употребления в пищу курятины.
«Иерусалим – уникальное место. В последние сто лет здесь было проведено множество раскопок, что позволяет археологам исследовать различные сайты разных эпох. В частности, мне удалось доказать наличие различных практик в общественных и жилых районах», – говорит Спициарих.
По словам исследовательницы, разница становится еще более заметной при изучении останков более поздних времен:
«Сохранилась большая мусорная куча римских времен. В мусоре около Храмовой горы найдено множество костей горлиц и голубей, тогда как в мусоре из жилых кварталов их практически нет. Т.е. есть очевидная разница между тем, как использовали птиц [в Храме и в жилых кварталах] – практика, о которой мы читаем и в текстах, например, у Флавия или в Новом Завете».
Говоря о Новом Завете, Спициарих имеет в виду евангельский рассказ о Марии, которая принесла положенную жертву после рождения Иисуса:
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву,| принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Лука, 2:22-24
Помимо вопроса о жертвоприношениях, исследовательница так же интересовалась, каких птиц употребляли в пищу, начиная с позднего Бронзового века (1500 -1200 до н.э.), и пришла к выводу, что наибольшей популярностью пользовались куропатки и гуси. Кроме того, исследование показывает, каким образом изменения климата отражались на регионе, местных птицах и их употреблении в пищу местными жителями.
Михаил Курляндский