“Юдифь” Александра Серова
Книга Юдифь – один из лучших образцов литературы эпохи Второго храма. После победы над мидийским царем Арфаксадом правивший в Ниневии ассирийский царь Навуходоносор послал своего военачальника Олоферна на завоевание стран от Персии на востоке до Сидона и Тира на западе. Когда Олоферн достиг Изреельской долины, он обнаружил, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею, перекрыли евреи, жившие в близлежащих укрепленных городах Бетулия и Бетоместаим. Олоферн собрал совет, на котором глава аммонитян Ахиор пытался убедить его в том, что пока евреи хранят верность Богу, они непобедимы. Но Олоферн осадил Бетулию. Через месяц, когда в городе кончилась вода и городские старейшины уже решили открыть врагу ворота, перед ними предстала Юдифь — отличавшаяся своей праведностью и богатством молодая и красивая вдова из колена Шимона. С разрешения городских старейшин она отправилась в лагерь Олоферна. Он был пленен ее умом и красотой и пригласил ее на трапезу. Когда опьяневший Олоферн заснул, Юдифь отрезала ему голову его же кинжалом и, поручив нести ее своей служанке, вернулась в город. Оставшиеся без полководца ассирийцы в панике бежали.
Самым известным (и, возможно, самым достойным) музыкальным произведением на тему книги Юдифь стала опера русского композитора. Александр Николаевич Серов родился в 1820 году и умер в 1871. За 51 год он успел стать крупнейшим музыкальным критиком в России и написать три оперы, первая из которых «Юдифь». В 1860 году Серов увидел на сцене итальянскую артистку Аделаиду Ристори в роли Юдифи в одноименной трагедии Паоло Джакометти и решил написать оперу на этот сюжет. Либретто написали Константин Званцов, Дмитрий Лобанов при участии поэта Аполлона Майкова. Образы и эпоха «Книги Юдифи» не связаны с русской действительностью.
Не исключено, что в выборе сюжета сыграли роль происхождение автора и его возлюбленной ученицы Валентины Бергман, на которой композитор женился в 1863 году, в год премьеры оперы. (Серов был внуком по матери знаменитого естествоиспытателя Карла Габлица, еврея по национальности, а Валентина Семеновна Серова была чистокровной еврейкой, первой в России женщиной-композитором, впоследствии автором оперы «Уриэль Акоста») Других случаев опер на «ветхозаветные сюжеты» в русской музыке до начала 20 века нет.
Исследователи русской музыки считают, что на Серова повлияла драматургия оперы его кумира Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В опере все внимание сконцентрировано на образах антагонистов: Юдифь – символ нравственной чистоты и веры в Божьи законы, Олоферн — тиран и зверь, который поклоняется только собственным инстинктам. Убедительная и темпераментная музыка оперы позволила ей достичь большого успеха уже во время премьеры, которая состоялась 16 мая 1863 года в Петербурге, в Мариинском театре.
Опера в России имела успешную судьбу и часто ставилась и до 1917 года, и в Советскую эпоху. В главных партиях выступали лучшие российские певцы: Федор Стравинский, Федор Шаляпин, Фелия Литвин, Наталия Ермоленко-Южина и Мария Валицкая. (Благодаря записям великих вокалистов, «Юдифь» приобрела заслуженную мировую известность, хотя, к сожалению, за пределами России практически не ставится.)
Приведем несколько отрывков из этой, увы, малоисполняемой сегодня оперы. Начнем, как водится, с увертюры, в исполнении оркестра Большого театра под управлением Андрея Чистякова. Запись 1991 года.
Арию и воинственную песнь Олоферна исполняет замечательный украинский бас Борис Гмыря с оркестром Киевского театра оперы и балета под управлением дирижера Пирадова
Так же ария в исполнении легендарного Марка Рейзена:
Дуэт одализок исполняют Ирина Журина и Марина Шутова. Оркестр Большого театра, дирижер Андрей Чистяков. Запись 1991 года.
И, наконец, великий Сергей Лемешев поет индийскую песню раба Олоферна Вагоа. Запись 1940 года.