Йона, сын Амитая
В Йом Кипур, во время молитвы “Минха”, в синагогах читают книгу Йоны. Поэтому в предверии праздника мы публикуем биографическую статью из книги Давида Манделя “Кто есть кто в Еврейской Библии. От Авагты до Яэли “, вышедшей в московском издательстве “Книжники”.
Йона (Иона)
Имя еврейского происхождения («Голубь»)
Первое упоминание в Библии: «Он восстановил пределы Израиля от входа в Хамат до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израиля, которое Он изрек через раба Своего Иону, сына Амитая, пророка из Гат Ѓахефера» (Млахим II, 14:25).
8 век до н.э.
Йона сын Амитая – пророк, живший в годы правления царя Израиля Яровама II. Йона предсказал царю, что его военные кампании будут успешны. В книге Йоны он показан как нетерпимый, нерадивый слуга Всевышнего, пытавшийся избежать миссии, возложенной на него Творцом.
Бог приказал Йоне отправиться в Ниневию и предупредить ее жителей, что город будет разрушен, если они не раскаются. Однако Йона не исполнил повеление Всевышнего, и попытался бежать на корабле, плывущем из Яффо в Таршиш, то есть в прямо противоположную сторону от Ниневии.
Бог «навел на море ветер большой, и была в море буря великая» (Йона, 1:4), грозившая потопить корабль. Когда моряки поняли, что виновником шторма является Йона, пророк предложил им сбросить его за борт. Моряки так и сделали, и море успокоилось. Благодарные мореходы «принесли жертву Господу, и дали обеты» (там же, 15).
Йону же проглотила гигантская рыба. Из ее чрева пророк стал молиться Всевышнему. Через три дня и три ночи рыба выплюнула его на сушу. Сюжет о гигантской рыб е, проглотившей человека, есть во многих культурах. Однако в данном случае он носит ярко выраженный библейский характер: оказавшись в желудке у рыбы, человек спасается не благодаря своей силе или хитрости, но потому, что Бог услышал его молитву.
Бог вторично воззвал к Йоне и повелел ему отправиться в Ниневию и провозгласить там, что город будет разрушен. Пророк отправился в столицу Ассирии, которая была «городом великим», и объявил: «Еще сорок дней – и Ниневия опрокинется!» (там же, 3:3-4). Жители Ниневии включая царя, поверили слову Всевышнего, объявили пост и облачились во вретище. Увидев раскаяние жителей Ниневии, Бог решил пощадить город.
Недовольный милосердием Творца, Йона стал жаловаться и заявил, что лучше бы ему умереть. Он вышел из города, построил шалаш, и сел в его тени посмотреть, что станет с городом. Чтобы у пророка было больше тени, Бог взрастил над ним клещевину, и это очень обрадовало Йону.
На следующий день Бог послал червя, который подточил клещевину, а затем – знойный восточный ветер, так что Йона изнемог и снова стал молить о смерти. Тогда Бог сказал ему: «Ты сожалеешь о клещевине, над которой не трудился и которой не растил, которая в одну ночь выросла и в одну ночь пропала. А я не пожалею Ниневию, город великий, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (там же, 4:10-11).
Книга Йоны учит нас, что Бог милосерден и готов прощать. Всевышний показан в ней абсолютным правителем вселенной, но вместе с тем книга учит, что Бог преисполнен любовью и милосердием, и готов простить и пощадить даже врагов своего народа, жителей ненавистного иноверческого города, вместо того, чтобы их покарать и уничтожить. Книга так же учит, что человек должен принять повеления Всевышнего.
Книга Йоны – одна из двенадцати книг так называемых Малых пророков: сборника книг двенадцати пророков, Ѓошеа, Йоэля, Амоса, Овадьи Йоны, Михи, Нахума, Хавакука, Цфаньи, Хагая, Зхарьи и Малахи.