next perv

Этрог: китайский фрукт, ставший символом еврейского праздника



Праздник Суккот невозможно сегодня представить без этрога (цитрона) – одного из четырех растений, необходимых, чтобы выполнить заповедь о лулаве. Однако, как полагают исследователи, так было не всегда: только в эпоху II Храма этрог стал неотъемлемым элементом осеннего праздника.  В более же древние времена евреи использовали самые разные фрукты: гранаты, виноград, смоквы, финики, и т.д.  Так утверждает директор Института библейской культуры рабби Давид Мостер, выпускник Бар-Иланского университета (Израиль) и Йешива-Юниверсити (США), чья монография Etrog: How a Chinese Fruit Became a Jewish Symbol вышла в 2018 году.

В Библии не сказано, какой именно фрукт нужен для праздника Суккот.  Соответствующая заповедь звучит так: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней» (Ваикра, 23:40). Что такое «красивое дерево», не ясно. Поэтому евреи, согласно Мостеру, использовали любые доступные плоды.

Что же касается этрога, то его родиной является Китай, где он был не слишком популярен. Оттуда он попал в Индию, где его стали использовать для лечения желудочных болезней (отсюда латинское название Citrus medica). Кроме того, в индийской иконографии он фигурирует как символ плодородия.

После того, как в 518 году до н.э. Персидская империя завоевала Северную Индию, этроги попали в Персию. А когда в 539 году до н.э. Иудея стала частью Персидской империи, этроги появились и здесь. Именно в Иудее, в саду персидского наместника,  археологи обнаружили самое раннее археоботаническое свидетельство присутствия цитрона в Средиземноморье.

По словам Мостера, довольно быстро этроги стали очень популярны. Невозможно сказать, когда именно, но уже в эпоху II Храма возник консенсус, что упомянутые в Библии красивые плоды это именно этроги.

Об этрогах в контексте праздника Суккот упоминает Иосиф Флавий, рассказывая о правлении царя Александра Яная (127-76 до н.э.):

Между тем на Александра восстали его подчиненные (так как народ был возбужден против него): когда наступил праздник и Александр приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, они стали кидать в него цитронами; дело в том, что, как нам пришлось уже упоминать в другом месте, у иудеев был обычай держать в руках в праздник Кущей ветки финиковых пальм и цитроны.

Иудейские древности, 13:13:5

Эрог стал одним из самых популярных еврейских символов. Его изображения можно увидеть на надгробиях и синагогальных мозаиках, монетах подвесках и светильниках…

Менора с этрогами под ней – мозаика из синагоги VI века в Негеве

По мнению Мостера, о  том, что идея, что для праздника Суккот нужен именно этрог, возникла именно в контексте раввинистического иудаизма, свидетельствует религиозная практика самаритян – общины, считающей себя потомками библейских евреев, и сохранившей несколько древних обычаев. На Суккот самаритяне украшают сукку самыми разными разноцветными фруктами, поэтому их кущи выглядят совсем не так, как привычные нам еврейские.


Самаритянская сукка

По словам Мостера, сам он так же украшает свою сукку этрогами. Однако поскольку в Америке они слишком дороги, ему приходится довольствоваться пластиковыми муляжами, ограничиваясь одним единственным настоящим плодом – для исполнения заповеди.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.