next perv

Эпидемия, вернувшая евреев в Иерусалим



В последнее время мы опубликовали много материалов об эпидемиях, их роли в еврейской истории и влиянии на религиозную традицию. Недавно сотрудник Национальной библиотеки Израиля Жак Ротбарт опубликовал еще один интересный материал на эту тему.

В конце XVIII – начале XIX вв. в Восточном Средиземноморье и Причерноморье  свирепствовала бубонная чума. В 1812 году она посетила Одессу, где унесла жизни каждого девятого жителя, а так же древний город Цфат в Галилее.

За несколько лет до этого в город тремя волнами переселилось около 500 учеников Виленского гаона. Вместе с иммиграцией хасидов во главе с рабби Менахемом-Менделем из Витебска их приезд существенно изменил еврейскую демографию тогдашней турецкой Палестины – до этого подавляющее большинство местных евреев составляли сефарды.

Виленский гаон рабби Элиягу

Предыдущая попытка массовой ашкеназской иммиграции была предпринята за век до этого, когда в Иерусалим прибыла группа польских евреев во главе с рабби Йегудой Хасидом. Однако их предводитель вскоре скончался, и община запуталась в долгах, с которыми не смогла расплатиться. Некоторые пытались жить подаянием, другие вернулись в Европу, кое-кто крестился или обратился в ислам. Кончилось тем, что турецкие власти запретили ашкеназам жить в Иерусалиме. Те, кто не подчинился этому распоряжению, вынуждены были маскироваться: одеваться и вести себя как сефарды.

Новых ашкеназских иммигрантов в Иерусалиме никто не ждал. Поэтому и ученики Виленского гаона, и их противники-хасиды решили поселиться в Галилее (где тоже хватало святых мест).  И лишь благодаря эпидемии ситуация начала меняться. После того, как чума истребила четыре пятых еврейской общины Цфата, некоторые ученики гаона решили перебраться в Иерусалим.

Переселенцев возглавил рабби Менахем-Мендель из Шклова – человек, издавший труды гаона после его кончины в 1797 году, и возглавивший первую волну «репатриантов: в 1808. Другой лидер общины, рабби Исраэль из Шклова, так же ненадолго нашел убежище в святом городе, но затем вернулся в Цфат. Его сторонниками были приложены определенные усилия, чтобы группа рабби Менахем-Менделя не оказалась слишком многочисленной, и не оттянула на себя слишком большую часть пожертвований, собираемых за границей. (Рабби Исраэль неоднократно выезжал из страны для сбора денег, и лично нашел и убедил часть «спонсоров»).

Согласно преданиям, на первых порах ашкеназская община Иерусалима была столь малочисленной, что не могла собрать свой миньян (молитвенный кворум из 10 взрослых мужчин). В качестве десятого им приходилось нанимать кого-нибудь из сефардов. Если же это почему-то не получалось, в миньян включали несовершеннолетнего мальчика со свитком Торы в руках, или даже просто свиток Торы! Тем не менее, рабби Менахем-Мендель и его товарищи были полны решимости восстановить ашкеназскую общину Иерусалима.

Процесс занял пять долгих лет. Отправив нескольких посланцев в Стамбул для переговоров с турецкими властями, рабби Менахем-Мендель сумел получить указ, аннулирующий долги, сделанные прежней ашкеназской общиной веком ранее.  Ему так же удалось получить необходимые документы, позволившие получить здания, брошенные прежней ашкеназской общиной и разрушенные кредиторами. В этом ему весьма помогли хорошие отношения с частью соседей-христиан и мусульман. Впоследствии на этом месте была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Бейт Яков», более известная как Хурват рабби Иегуда хе-Хасид («развалины рабби Иегуды Хасида»), или просто Хурва. (Эта синагога была разрушена во время Войны за Независимость, и заново отстроена в 2010).

Синагога Хурва

В 1837 году рабби Исраэль из Шклова приехал в Иерусалим. Здесь его застала весть о разрушительном землетрясении в Галилее. Город Цфат был разрушен, около четырех тысяч евреев погибли. Увидев в этом знак судьбы, или просто не имея другого выбора, рабби Исраэль остался в Иерусалиме и прожил здесь последние два года своей жизни. Его примеру последовали и другие еврейские беженцы из Цфата, присоединившиеся к потомкам последователей рабби Менахем-Менделя.

Таким образом, группа учеников Виленского гаона заложила основу возрождения  еврейского Иерусалима, начавшееся в XIX веке.

Одним из потомков этих прото-сионистов является нынешний президент Израиля Реувен Ривлин. Один из его предков, рабби Гилель Ривлин из Шклова (1758-1838), считается автором загадочной рукописи  Коль га-Тор («Голос горлицы»), опубликованной только в ХХ веке. (Некоторые раввины-антисионисты считают рукопись подделкой).  Трактат содержал каббалистические идеи, приписываемые Виленскому гаону, и касающиеся эпохи мессианского Избавления. Согласно этой рукописи, в еврейском календаре есть две даты, имеющие особое духовное значение с точки зрения Избавления. Первая из них – 5 ияра, День Независимости Израиля. А вторая – 27 ияра. Во время Шестидневной войны именно в этот день было принято решение занять Старый город и впервые за много веков объединить святой город под властью суверенного еврейского государства.

Александр Элькин


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение


 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.