next perv

Экономическая программа рабби Шнеерсона



Семьдесят лет назад, 10 швата 1950 года, в Нью-Йорке скончался шестой Любавический ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон.

 

В двадцатые годы рабби Шнеерсон жил в советской России, и возглавлял борьбу за сохранение еврейской религиозной жизни в стране. В частности,  в 1924 г. он договорился с представителями Джойнта в СССР, а затем и другими еврейскими зарубежными организациями о предоставлении ими финансовой помощи на развитие еврейской культуры и религиозного образования. В  1925 г. по его инициативе в городе Невеле (тогда в Ленинградской области) была открыта иешива для подготовки раввинов и шохетов (резников). В Москве, Ленинграде, Минске, Витебске, Невеле посланцы ребе вечерние иешивы «Тиферет бахурим», в которых обучались молодые люди, в основном студенты вузов. Возглавляемый им Комитет раввинов финансировал сохранившиеся хедеры (традиционные начальные школы для мальчиков), и т.д.

Предлагаем читателям отрывок из статьи Дэвида Фишмана “Сохранение традиции в революционной стране: религиозное руководство советского еврейства, 1917-1930 гг”.  Статья вышла в сборнике “История еврейского народа в России. Том 3. От революций 1917 года до распада Советского Союза”, вышедшем в 2017 году в издательстве “Мосты культуры”.

 

В качестве главы Комитета раввинов р. Шнеерсон также пытался что-то сделать с тяжелейшим экономическим кризисом, в котором пребывало в те годы советское еврейство. За усилиями в этой области стояло, среди прочего, восприятие себя как хасидского ребе, который несет ответственность не только за духовное, но и за материальное благополучие своих последователей и религиозных евреев в целом. В советском контексте духовная и материальная реальность были неотделимы друг от друга, поскольку евреям было все труднее найти легальную работу, позволяющую им соблюдать субботу.

Наиболее последовательно р. Шнеерсон изложил свою позицию в памятной записке, поданной руководству «Джойнта» в 1928 г., уже после отъезда из СССР. С экономической точки зрения, рассуждал р. Шнеерсон, перед советскими евреями есть три пути: они могут стать частью государственной бюрократии, земледельцами или ремесленниками. Третий вариант, кустарное ремесло, был, с его точки зрения, наиболее предпочтительным. Государственные служащие, писал р. Шнеерсон, не могут не работать по субботам, и соответственно, субботний отдых для них невозможен. Кроме того, ячейки коммунистической партии ведут интенсивную антирелигиозную пропаганду во всех государственных учреждениях, поэтому работника, который будет слишком часто ходить в синагогу, скорее всего уволят. Поэтому шансы, что еврей, ставший государственным служащим, сохранит какую-либо связь с иудаизмом, исчезающе малы. Кроме того, то, что молодые евреи и неевреи работают вместе, нередко приводит к смешанным бракам.

Что касается еврейских земледельческих колоний, которыми буквально бредили многие советско-еврейские «социальные инженеры» (включая сотрудников «Джойнта»), р. Шнеерсон относился к этому проекту скептически и с явным беспокойством. Он полагал, что евреи, в большинстве своем, непригодны для сельскохозяйственных работ, что жизнь в земледельческих колониях привлечет лишь немногих и что слишком много ресурсов будет потрачено на проект, который в лучшем случае принесет лишь частичное облегчение экономического кризиса, поразившего советское еврейство. Кроме того, попытки аграризации могут лишь ухудшить экономическое положение тысяч советских евреев, которые распродадут свое имущество только для того, чтобы не справиться с новой задачей, и останутся без гроша за душой. Кроме того, утверждал р. Шнеерсон, сельскохозяйственный эксперимент вызывает антисемитизм у русских крестьян, которые считают, что евреи крадут их землю.

Но прежде всего р. Шнеерсона беспокоили последствия, которые аграризация евреев окажет на их религиозную жизнь. Евреев переселят в колонии, находящиеся под сильным коммунистическим влиянием, где не всегда можно соблюдать даже основные законы традиционного иудаизма (кашрут, субботу и т.д.). Р. Шнеерсон предупреждал, что Евсекция использует земледельческие колонии в качестве инструмента секуляризации и советизации российского еврейства. Он требовал, чтобы «Джойнт» добивался создания в колониях необходимых религиозных институтов и чтобы он перечислил часть своих средств Комитету раввинов для работы в колониях (посылку эмиссаров, назначение религиозных профессионалов, выделение средств и т.д.). В конечном итоге р. Шнеерсон полагал создание земледельческих колоний вредным для сохранения иудаизма в Советском Союзе. Если даже в бывшей черте оседлости сохранение существующих институтов и образа жизни представляло колоссальную трудность, в новых подконтрольных коммунистам колониях это будет еще труднее.

Работа ремесленника-кустаря, продолжал р. Шнеерсон, не сопряжена ни с одной из этих проблем и неприятных последствий. Евреи хорошо приспособлены к ремесленному труду, и им не нужно никуда переезжать, чтобы им заняться. Стоимость профессионального обучения и оборудования для ремесленного труда гораздо ниже, чем для земледелия, а вложенные средства окупятся гораздо быстрее. Советская власть настойчиво пытается вовлечь евреев в производительные отрасли народного хозяйства, однако не отдает однозначного предпочтения сельскому хозяйству перед ремеслом. (Согласно р. Шнеерсону, только Евсекция, для достижения собственных целей, оказывает на власть давление, чтобы сделать из евреев именно земледельцев.) Наконец, если евреи займутся кустарным ремесленным трудом, это не вызовет массового недовольства и всплеска антисемитизма. Однако главная причина, заставившая р. Шнеерсона выступать именно в пользу ремесленного труда, заключалась в том, что он позволял сохранять традиционный религиозный образ жизни. Только будучи кустарем-одиночкой, работающим на дому, религиозный еврей сможет сам строить свой рабочий график и соблюдать субботу — «основу религиозной еврейской жизни». Развитие надомного производства, когда члены семьи работают вместе, укрепит семейные отношения и преемственность поколений: «Сын или дочь не захотят вступать в комсомол, где они будут потеряны для еврейства»42. Если евреи массово займутся ремесленным трудом, это спасет общины небольших местечек от экономического краха. Именно местечко, а не большой город или колония, является той средой, в которой еврейская религиозная жизнь сможет сохраниться в неприкосновенности; именно там «дом учения продолжает быть центром еврейской жизни».

Опираясь на этот социоэкономический анализ, р. Шнеерсон создал под эгидой раввинов специальную комиссию по ремесленным делам. Она доставала и распределяла среди ортодоксальных еврейских семей оборудование для мастерских, помогала регистрировать артели религиозных ремесленников. Р. Шнеерсон активно призывал хасидов и просто религиозных евреев учиться ремеслу, чтобы они и их дети могли соблюдать субботу. Однако в силу того, что «Джойнт» принял экономические рекомендации р. Шнеерсона далеко не полностью, масштаб деятельности комитета в этой области оставался достаточно скромным44. Направления деятельности Комитета раввинов не были следствием импровизации в соответствии с требованием момента. Это было частью общей стратегии р. Шнеерсона, призванной обеспечить сохранение религиозной жизни в Советском Союзе. Он был убежден, что сочетание крепко спаянной подпольной организации, централизованного руководства, щедрого финансирования из-за границы, тщательно контролируемого распределения средств, поддержки официально существующих синагог и нелегальных иешив, политического лоббирования и юридической защиты, ремесленной подготовки и работы в качестве самостоятельного кустаря является той формулой, которая позволит сохранить традиционный иудаизм в СССР. Анализируя деятельность Комитета раввинов вскоре после отъезда из СССР, р. Шнеерсон пришел к выводу, что эта формула доказала свою эффективность на протяжении всех пяти лет работы комитета и что в 1927 г. перспективы еврейской религиозной жизни выглядят существенно лучше, чем в 1922.

Книгу “Сохранение традиции в революционной стране: религиозное руководство советского еврейства, 1917-1930 гг” можно приобрести в интернет-магазинах Озон и Лабиринт.

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.