next perv

Экология Второзакония



Десятого февраля (15 швата по еврейскому календарю) евреи отмечают Ту Бишват, или Новый год деревьев. К этой дате мы публикуем отрывок из книги книгу Константина Михайлова «Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды», изданной в 2019 году издательством «Альпина нон-фикшн».

Авраамическим религиям в современном мире приходится сложнее, потому что их учениям, как уже отмечалось выше, свойственен антропоцентризм, а окружающая среда рассматривается как иерархическая система. Уже в первой главе Библии Бог говорит людям: «Господствуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми животными земли», а животным и птицам в свою очередь отдает «в пищу зелень растений». Ранняя, преимущественно скотоводческая, культура иудеев, хотя и была тесно связана с окружающей природой, все же не нуждалась ни в каком бережном с ней обращении – ну или во всяком случае те, кто писал Библию, об этом не догадывались. И все же кое-какие правила природопользования в иудейском Танахе (и, соответственно, христианском Ветхом Завете) найти можно. Самые интересные примеры этого дает древнейшая книга Второзакония, созданная еще в VII веке до нашей эры.

Второзаконие – удивительный текст, совмещающий архаичные и революционные для того времени идеи. В нем может встретиться требование вырезать в языческих городах людей и животных подчистую и в то же время отпускать на волю рабов. Кое-что там есть и о живой природе.

«Если вы, стремясь захватить город, долго осаждаете его, не уничтожайте деревья в его окрестностях, не рубите их топором, – гласит 20-я глава Второзакония. – Ешьте их плоды, а деревья не срубайте. Разве деревья в поле это люди, чтобы тоже оказаться в осаде?» Сказано поэтично и ярко. Конечно, это требование продиктовано вовсе не защитой об окружающей среде в современном смысле. Дело в рациональности: «Уничтожайте лишь те деревья, о которых вы знаете, что они не приносят съедобных плодов. Рубите их и сооружайте из них приспособления для осады вражеского города – пока он не падет». Не очень экологично, возможно, зато здраво; во всяком случае такое разумное природопользование лучше, чем ничего.

В 22-й главе той же книги найдется и призыв к хорошему обращению с животными: «Если ты увидишь, что заблудился принадлежащий брату твоему бык либо овца, не проходи мимо – верни животное хозяину». Сходное требование есть в Исходе, еще одной ранней книге Библии. Там возникает и важное уточнение: «Если ты увидишь легшего на землю навьюченного осла, который принадлежит твоему недругу, не оставляй его так». Выходит, заботиться нужно не только о хозяине, но и о животном.

Наконец, самый интересный с экологической точки зрения фрагмент Второзакония выглядит так:

«Если в пути ты нашел гнездо, на дереве или на земле, а в гнезде есть птенцы или яйца и птица сидит при птенцах или на яйцах, то не забирай мать вместе с потомством. Отпусти птицу, а потомство ее можешь забрать. Тогда тебе будет хорошо и долгой будет твоя жизнь».

Рациональность соединяется здесь с состраданием: следует оставить мать, потому что она принесет еще яиц, ты съешь их в другой раз и «тебе будет хорошо». В то же время с моральной точки зрения полезно проявить сочувствие даже к птице. В таких пассажах и созданных раввинами на протяжении последующих тысячелетий многочисленных комментариях и пояснениях к ним современный иудей может много почерпнуть для обоснования своих взглядов на экологические проблемы. В наши дни в иудаизме сформировался даже исключительный в своем роде праздник с природоохранным содержанием – Новый год деревьев, Ту би-Шват, пятнадцатый день месяца шват, по нашему календарю приходящегося на январь‒февраль. Это праздник позднего происхождения – нет свидетельств о его существовании в эпоху Античности или в Средние века, хотя этот день упоминался как особый, связанный с появлением новых плодов. Большой размах празднование Ту би-Швата приобрело в конце XIX века, когда появился обычай высаживать в этот день деревья. В наши дни в Израиле он стал традицией, нередко понимаемой как раз в контексте защиты окружающей среды и сохранения живой природы. Но, конечно, еще столетие назад никто об этом не задумывался, Ту би-Шват был хозяйственным праздником, а лесопосадки вокруг новых еврейских поселений в еще не существующем формально Израиле нужны были из практических соображений.

В экологические тонкости никто не вникал. Евреи всего мира мечтали о новом доме, а религиозная традиция требовала, чтобы дом этот располагался не где-нибудь, а именно на Ближнем Востоке, на месте былого Израильского царства. Однако те места, где первым возвращающимся на историческую родину евреям удавалось строить поселения, часто были опасны для жизни. С одной стороны болота и малярийные комары, с другой – пустыня и иссушающая жара. Что делать? Возникла идея сажать эвкалипты. Они дают тень и, как считалось в конце XIX века, хорошо вытягивают влагу из почвы и очищают воздух. Руководствуясь этим соображением, сионисты-переселенцы посадили вокруг своих домов и полей, вдоль дорог и границ больше миллиона саженцев эвкалипта. Это дерево стало одним из символов всего сионистского движения. И навсегда изменило экологию Израиля.

Эвкалиптовая роща около ручья Александр (Нахаль Александр), недалеко от Нетании

К 1920-м годам выяснилось, что от болот эвкалипты спасали не очень хорошо и воздух тоже не очищали – для осушения болот пришлось по старинке копать дренажные каналы. Зато обнаружились побочные последствия. Эвкалипты – эндемики Австралии и Новой Зеландии. Климат Ближнего Востока оказался для них подходящим, и очень скоро деревья замечательно разрослись. Это оказывало влияние и на людей, получивших вожделенную тень, и на посевы, которые рядом с эвкалиптами росли посредственно, и на животных, столкнувшихся с незнакомым им растением. Дело в том, что листья эвкалипта для большинства живых существ ядовиты. Коалы их, правда, очень любят, и некоторые другие австралийские животные тоже едят, но завозить на Святую землю коал никто, конечно, не планировал. Зато высокие деревья оказались находкой для ближневосточных птиц, строящих на них гнезда, и для насекомых. Эвкалипт очень полюбили израильские пчелы, что особенно важно ввиду разразившегося в последние годы кризиса пчеловодства. Новые исследования показывают влияние массовых посадок эвкалипта на самых разных животных, от ос до пауков. Фактически же благодаря эвкалиптам, ирригации и множеству других факторов экосистема Израиля сейчас выглядит совсем не так, как столетие назад. Влияет ли на это религия? Прямо – нет. Косвенно – очень сильно, потому что для множества евреев, работавших и работающих в Израиле, вдохновением служит именно религия или, во всяком случае, продиктованные ею ценности и традиции.

Книгу Константина Михайлова «Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды» можно приобрести в интернет-магазинe Озон.

 

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.