Я-Тора против коронавируса. Валтасар
В рамках проекта «Я-Тора против коронавируса» сегодня прозвучит оратория Георга Фридриха Генделя «Валтасар».
Валтасар – Кеннет Тарвер ,
Нитокрис – Розмари Джошуа,
Кир – Бехун Мета
Даниил – Кристина Хаммарстрем
Гобриас – Нил Дэвис
Об этом произведении, а так же о книге Даниэля, из которой был взят ее сюжет, рассказывает Владимир Мак.
Даниил (דָּנִיֵּאל – Даниэль), в переводе с иврита «Бог – мой судья». Библейский пророк Даниил – потомок знатного еврейского рода, подростком попавший в Вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. (Во избежание разночтений, будем называть нашего главного героя так, как принято в традиции русского языка – Даниилом). В Вавилоне он получил образование и был призван на службу при дворе. В библейских текстах рассказывается о способности Даниила понимать и толковать сны, чем он прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария. В ТАНАХе книга Даниила относится к Писаниям (Ктувим) – еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам. Христиане же Даниила относят к «великим пророкам». Книга Даниила разделяется на две части. Первая – повествование об испытаниях, которым подверглись Даниил и три его друга в Вавилоне и их чудесном избавлении, вторая – апокалиптические видения Даниила.
В Первой части шесть глав – шесть историй. Первая о том, как четверо еврейских юношей Даниил, Ханания, Мишаэль и Азария , взятых по приказу Навуходоносора на царскую службу, отказались есть некошерную пищу, три года питались лишь овощами и водой, но превзошли знаниями и мудростью халдейских мудрецов и стали царскими советниками. Вторая – Даниил истолковывает царю его сон, Навуходоносор убеждается в том, что Бог Даниила – «Бог богов и Владыка царей», одаривает Даниила и возвышает его. Третья глава о том, как за отказ поклоняться идолу три друга Даниила были брошены в раскаленную печь, но остались невредимы.
Четвертая глава – еще одно толкование сна Навуходоносора: Даниил предсказывает, что тот будет «отлучен от людей и будет обитание его с полевыми зверями», доколе не осознает, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». Предсказание сбывается, и Навуходоносор, познав всемогущество Бога, возносит Ему хвалу. Пятая глава – пир при дворе преемника Навуходоносора Валтасара. Даниил истолковывает смысл надписи, внезапно появившейся на стене во время пира, — предвестие близкого конца Вавилонского царства. В ту же ночь Валтасар убит, а Вавилон завоеван царем Дарием. Последняя, шестая глава о том, как Даниил оклеветан и по приказу Дария брошен на растерзание львам, которые не тронули его. Дарий приказывает бросить львам клеветников с их семьями и провозглашает Бога Даниила «живым Богом».
Вторая часть – видения и толкование их ангелом. В седьмой главе пророчество о падении Вавилона и смене четырех царств, за которыми грядет вечное пятое царство, которое будет царством народа «святых Всевышнего», то есть евреев. Видения в главах 8 и 10–12 дополняют пророчество седьмой главы: называются будущие царства, их сроки и будущие войны. Особняком стоит девятая глава, в которой архангел Гавриэль объясняет Даниэлю пророчество Иеремии «семьдесят лет исполнится над опустошением Иерусалима». То есть, для искупления вины Израиля потребуется семьдесят семилетий (490 лет), в конце седьмого семилетия будет помазан «Святой святых» (вероятно, первосвященник), по прошествии ещё 62 семилетий будет предан смерти очередной помазанник, а последнее семилетие будет временем войны и разрушения, и в Храме будет «мерзость запустения». Еще две главы (13 и 14) второй книги не входят в канонический текст ТАНАХа, но один из ее сюжетов великолепно отражен в музыке, в отличие от других частей второй книги, практически не воплощенных в ней. Зато некоторые эпизоды первой книги воплощены подробно и блистательно.
Пятая глава книги Даниила – пир Валтасара. Сюжет более, чем популярный в искусстве. Из самых знаменитых воплощений – картина Рембрандта, стихотворение Гейне и оратория Генделя.
Оратория была написана в 1744 году на либретто Чарльза Дженнинса по книге Даниила. Музыковеды считают, что это время было пиком творчества композитора. Премьера «Валтасара» состоялась в Ковент-Гарден 27 марта 1745 года. При жизни автора оратория исполнялась редко, видимо не выдерживая конкуренцию с наиболее популярными ораториями Генделя, а также с его же регулярными премьерами – ведь с 1745 до 1759 года (года кончины Генделя) композитор написал еще десять ораторий! Кроме того, расцвет музыкального гения Генделя пришелся на эпоху … разочарования в нем английской аристократии, привыкшей развлекаться операми и скучавшей на ораториях.
После смерти «Генделя» «Валтасар» был забыт. Вспомнили о нем через сто с небольшим лет в Германии, а регулярно оратория стала звучать после 1960 года, при возрождении интереса публики и исполнителей к музыке барокко.
В наше время «Валтасар» звучит не только в концертных залах, но и в оперных театрах. Ведь оратории на библейские сюжеты зачастую были написаны Генделем для исполнения в периоды Великого поста, когда театральные постановки на подобные сюжеты были запрещены.
Одну из таких постановок мы предлагаем нашим читателям.